Акт возврата помещения по договору аренды – это документ, составляемый по факту прекращения сдачи помещения в аренду контрагентами. Причины расторжения договора могут быть различны, но независимо от них имеет смысл составить такой документ.

Файлы для скачивания:

Момент составления акта

Документ может быть составлен при возвращении помещения арендатором арендодателю. Следует отметить, что правоотношения контрагентов в данном случае регламентируются положениями Гражданского кодекса РФ, а именно статьёй 606. Причины для возвращения могут быть следующие:

  • истечение срока аренды в соответствии с заключённым между сторонами договором;
  • досрочное расторжение договора по тем или иным причинам. Арендатор может найти более подходящее для него помещение, выплатив арендодателю неустойку за досрочное расторжение договора. Или же съёмщик может нарушить существенные условия договора. В таком случае арендодатель будет иметь полное право расторгнуть договор.

Акт не является самостоятельным документом и служит приложением к основному договору, договору аренды помещения. При чём вид арендуемого объекта не имеет значения. Это может быть как жилое, так и нежилое помещение. Следовательно, составлять его могут и физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Зачем нужен такой документ

Акт возврата помещения будет служить своеобразным отчётом о состоянии помещения. Как правило, юридические лица арендуют площади на длительный срок. За это время в помещении могут произойти существенные изменения. В документе будут зафиксированы все нарекания со стороны арендодателя.

Также подписание акта подразумевает отказ сторон от претензий друг к другу. Арендодатель может иметь претензии по внешнему виду или общему состоянию помещения. В случае возникновения спорных моментов по объекту в будущем, решить их будет можно в судебном порядке. Правильно составленный акт возврата будет служить доказательством в дальнейшем разбирательстве.

Процедура возврата

По факту приёмки помещения принимающая сторона проводит его полную инспекцию. Этим занимается представитель арендодателя. Для оценки систем коммунальных коммуникаций имеет смысл привлечь стороннего эксперта. Сантехник даст заключение о состоянии водопровода, электрик о состоянии проводки и т.д. Если организация не желает привлекать третью сторону, эти обязанности берёт на себя представитель. Это может быть руководитель организации лично или же лицо, действующее по доверенности. Он же и составляет документ.

Форма документа

Закон не предусматривает обязательной или хотя бы рекомендованной формы акта возврата помещения по договору аренды. Организациям придётся составлять его самостоятельно в свободной форме, соблюдая общие требования к документам.

Если предприятия специализируется на сдаче объектов в аренду или просто по роду деятельности часто арендует помещения, имеет смысл разработать фирменную форму такого акта. Это позволит сэкономить время сотрудников и придаст документообороту единообразный вид.

Документ можно напечатать на компьютере с последующей распечаткой на принтере для подписания его сторонами или же написать его от руки шариковой ручкой.

Пошаговая инструкция по составлению акта

Начинаем заполнять документ с указания его реквизитов. Присваиваем ему номер и отмечаем дату его составления, населённый пункт. Далее указываем информацию о контрагентах по аналогии с основным договором. Следует отметить следующие моменты:

  • наименование организаций;
  • ФИО и должность представителей;
  • документ, дающий основание на подписание документа.

Указывать ИНН, ОГРН, юридические адреса и другие подробности необязательно. Они уже должны быть внесены в основной договор.

Так выглядит эта часть документа:

Г. Екатеринбург 22 апреля 2024 года

ООО «Гарсон», именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице заместителя директора Юнусова Т. Э., действующего на основании доверенности от 01.01.2024 г., с одной стороны, и ООО «Ларгус», именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора Петрова А. К., действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые вместе «Стороны», составили настоящий акт о нижеследующем:

В следующей части акта следует сделать ссылку на основной договор аренды (с указанием его реквизитов), отметить причину прекращения аренды. Далее указываем какое именно помещение возвращается арендатором. Здесь необходимо будет внести информацию о квадратуре помещения, указать адрес его расположения и другую информацию по объекту. Имеет смысл провести доскональный осмотр объекта и подробно изложить его результаты в другом документе, который послужит приложением к настоящему акту. После подписания предъявить претензию уже будет проблематично.

В акте возврата не следует подробно описывать состояние возвращаемого объекта. Для этих целей существует отдельный документ – акт осмотра помещения. Если возвращается несколько помещений, следует оформить отдельный акт для каждого из них.

Прописывать штрафные санкции за нарушение обязательств сторон договора в документе не следует. Настоящий акт имеет своей целью зафиксировать фактическое возвращение помещения владельцу и не более того.

1.Арендатор возвращает нежилое помещение Арендодателю в связи с существенным нарушением условий договора аренды от 22.04.2024 г. (п. 5.3).

2. Арендодатель, в свою очередь, принимает нежилое помещение площадью 162 км. м., расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Омская, стр. 12.

3. Нежилое помещение находится в надлежащем состоянии.

4. Коммунальные коммуникации полностью исправны.

5. Стороны взаимных претензий друг к другу по состоянию и внешнему виду помещения не имеют.

6. Акт был составлен сторонами в двух идентичных по юридической силе экземплярах. По одному для каждого из контрагентов.

Составление основной части документа закончено и остаётся лишь его подписать. Подписывают акт представители сторон, указанные в его вводной части.

В качестве приложения к официальной бумаге могут идти дополнительные документы: акт осмотра помещения, заключения экспертов по состоянию коммуникаций и т.д. Все прилагаемые документы следует перечислить в тексте.