Для передачи имущества между организациями необходимо составление определённых документов. Имущество передаётся на основании заключённых между сторонами договоров, а фактическая их приёмка-передача подтверждается соответствующим актом – актом приёма-передачи. Если речь идёт об основных средствах организации, важно подойти к составлению акта очень ответственно. Для такого случая существует форма ОС-1.

Файлы для скачивания:

Что понимается под основными средствами организаций

В соответствии с положениями Приказа Минфина основными средствами признаётся всё имущество организации, отвечающее её основному направлению деятельности. Это может быть:

  • различное технически сложное оборудование;
  • инструменты, которыми предприятие пользуется для выполнения работ и предоставления услуг;
  • транспортные средства, используемые предприятием;
  • здания, строения, используемые организациями для осуществления их деятельности;
  • сельскохозяйственные объекты (культуры растений, скот).

Форма ОС-1 подойдёт для приёма-передачи любых объектов, относящихся к основным средствам предприятия, за исключением сооружений и зданий.

Зачем составлять акт приёма-передачи

Акт приёма-передачи объекта является приложением к основному договору, по которому контрагенты передают объекты. Документ будет в подробностях содержать всю информацию о передаваемом объекте и о предметах, следующих за ним. Это могут быть какие-то его составные части, необходимые для эксплуатации объекта, или техническая документация. На бумаге также будет зафиксирована стоимость передаваемого объекта на момент передачи.

Акт приёма-передачи является основанием для снятия объекта с учёта одного предприятия и постановки на учёт другого. Без постановки средства на баланс его нельзя будет ввести в эксплуатацию. Списывая объект с учёта, предприятие уменьшает свою налогооблагаемую базу. Поэтому такой сделкой может заинтересоваться налоговый орган. Списывать объекты с баланса без определённых причин нельзя.

Когда основные средства могут передаваться между организациями

Ситуаций, в которых необходимо будет составить акт приёма-передачи, великое множество. Это касается любых сделок, в рамках которых основное средство переходит из рук в руки. Распространённые случаи:

  • договор аренды основного средства организации (например, транспортного средства);
  • договор купли-продажи. Пожалуй, это самый распространённый случай;
  • передача объекта на ответственное хранение другой организации;
  • обмен основными средствами между предприятиями.

Во всех вышеперечисленных случаях крайне важно составить акт приёма-передачи.

Процедура приёма-передачи

Так как приём-передача основного средства – это значимое для обеих сторон договора юридическое событие, сам процесс проходит в присутствии комиссии. В комиссию входят представители обеих сторон. В случае передачи технически сложного оборудования, имеет смысл пригласить стороннего эксперта. Рядовые сотрудники организаций не всегда имеют представление о сложных объектах и не смогут оценить его состояние на момент передачи.

Форма документа

Как уже было сказано выше, для приёма-передачи большинства видов основных средств организации подойдёт разработанная Госкомстатом форма ОС-1. Она содержит в себе все необходимые для правильного проведения процедуры моменты и положения. Закон не обязывает предприятия пользоваться именно этой формой документа, организация может разработать собственный фирменный бланк приёма-передачи. Однако, в этом нет совершенно никакой необходимости. Рекомендуется пользоваться именно формой ОС-1. Бланк можно заполнить на компьютере или же шариковой ручкой.

Пошаговая инструкция по заполнению формы

Форма состоит из трёх страниц. Разберем процесс составления с самого начала, с шапки документа. Первым делом необходимо заполнить строки, подтверждающие утверждение настоящего документа руководителями организаций контрагентов. Указывается должность, ФИО руководителя и дата утверждения.

Далее по документу указываем всю необходимую информацию о контрагентах:

  • наименование организаций;
  • юридический адрес;
  • контактный телефон;
  • номер расчётного счёта предприятия.

Последним пунктом в шапке формы будет отметка о документе, на основании которого основные средства передаются-принимаются. Указываем реквизиты соглашения.

Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:

Далее переходим к вводной части документа, располагающейся на этой же странице. Присваиваем настоящему акту номер и записываем дату его составления. Затем следует указать учётную информацию о передаваемом объекте:

  • дата постановки на учёт и дата снятия с учёта объекта;
  • его инвентарный и заводской номер;
  • номер счёта, по которому производятся действия с объектом;
  • номер амортизационной группы объекта;
  • полное наименование объекта;
  • фактическое местонахождение объекта;
  • наименования предприятия-изготовителя.

Если объект находится в долевом владении нескольких собственников, об этом также делается отметка.

Переходим к заполнению второй страницы формы ОС-1. Вторая страница содержит в себе три информативные таблицы, содержащие данные об объекте основных средств.

В первой таблице указываем:

  • даты выпуска, ввода в эксплуатацию и последнего кап. ремонта объекта;
  • сроки его использования;
  • суммы амортизации и стоимость приобретения.

Во второй таблице указывается изначальная стоимость объекта, срок эксплуатации и способ начисления амортизации.

Третья таблица несёт в себе информацию о содержании в объекте различных драг. металлов. Если таковых в объекте не имеется, пропускаем таблицу.

Под таблицами также можно будет указать дополнительную информацию об объекте, которую члены комиссии посчитают необходимой для внесения в акт. На этом вторая страница документа закончена. Переходим к третьей.

Третья страница начинается с данных о проведённых членами комиссии испытаниях. Отмечаем соответствует ли объект тех. условиям и требуются ли ему какие-то доработки. Есть имеются нарекания, они подробно излагаются в полях ниже. Комиссия делает своё заключение относительно общего состояния объекта, наличия у него каких-то дефектов, недочётов и т. д.

После вынесения вердикта комиссии, указываем все приложения к настоящему документу (например, акт о проведении испытаний) и переходим к его подписанию. В акте должны расписаться все члены комиссии. Они своими подписями заверяют заключение о тех. состоянии объекта.

Ниже по документу представители организаций подтверждают факт приёма-передачи объекта. Здесь указывается их должность на предприятии, ФИО и официальная бумага, наделяющая полномочиями на подписание таких документов. Также утверждается факт списания объекта с учёта предприятия и постановки его на учёт у принимающей стороны.

Последними в документе свои подписи ставят главные бухгалтеры обеих предприятий. Подписанный акт приёма-передачи основных средств будет являться основанием для списания средства с баланса и его постановки на учёт в новой организации.