Акт приёма-передачи исключительных прав – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона фактически передала, а другая в свою очередь приняла право на объект интеллектуальной собственности. Процедура всегда сопровождается составлением соответствующей документации.

Файлы для скачивания:

Интеллектуальная собственность

Правовая регламентация интеллектуальной собственности и всех возможных связанных с ней процедур содержится в главе 69 действующей редакции Гражданского кодекса. Под исключительным правом понимается возможность использования результата интеллектуального труда любым способом, не противоречащим закону. Таким образом правообладатель имеет право извлекать из него выгоду, а также отчуждать его на возмездной или безвозмездной основе. К плодам интеллектуальной собственности можно отнести различные секреты производства, художественные произведения, научные труды и многое другое.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт не является самостоятельным документом, а выступает в качестве приложения к заключённому между сторонами соглашению на отчуждение исключительного права. Если договор содержит в себе лишь намерения контрагентов совершить те или иные действия в будущем, то акт заверяет фактическое исполнение предусмотренных условиями сделки обязательств.

Если речь идёт о продаже прав, то организации смогут списать и соответственно поставить на учёт денежные средства по необходимому основанию, законно провести сделку через бухгалтерию. Так бухучёт будет максимально «чистым».

Стороны

Сторонами могут выступать любые лица, обладающие достаточной правоспособностью для заключения договора на отчуждение исключительных прав. Это могут быть как юридические лица, так и физические, в том числе не связанные с предпринимательской деятельностью. Одна сторона, именуемая как «правообладатель», передаёт, а вторая, именуемая как «приобретатель», в свою очередь принимает исключительные права.

Кто пишет акт

Гражданское законодательство не очень подробно регулирует сам процесс отчуждения и приёма исключительных прав, не содержит в себе указания на конкретную сторону, в чьи обязанности войдёт составление акта приёма-передачи. Этот момент решается контрагентами в индивидуальном порядке. На практике в большинстве случаев официальную бумагу пишет именно правообладатель, выступая в качестве передающей стороны. Следует отметить, что работа с интеллектуальной собственностью требует от лица должной подготовки, познаний в гражданском праве и конкретно в сфере авторских прав. В данном случае будет крайне легко допустить ошибку и получить по итогу неожиданный результат.

Необходимо учесть, что не всегда документ пишет и заверяет автографом одно и то же лицо. Для подписания потребуются специальные полномочия, подтверждаемые соответствующей бумагой. Речь может идти об уставе общества, оформленной от имени руководителя организации доверенности или о паспорте гражданина для физического лица.

Что отразить в акте

Следует уделить должное внимание предмету акта, так как судебные споры по интеллектуальной собственности порой вытекают из неграмотного составления документа. Как правило, проблемы всплывают по прошествии определённого периода времени. Сложившаяся практика выработала примерный перечень положений, которые необходимо отразить в акте:

  • наименования сторон и ФИО их представителей;
  • указание на объект, являющийся плодом интеллектуального труда;
  • подтверждение факта его отчуждения правообладателем и приёма приобретателем;
  • если речь идёт о возмездном соглашении, отражаем факт совершения оплаты;
  • отмечаем, что правообладатель претензий не имеет;
  • указываем количество составленных экземпляров. Их должно быть два.

Форма документа

В настоящий момент любая официальная бумага, регулирующая правоотношения контрагентов, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи исключительных прав относится к этой группе и не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет определённые требования к его содержанию, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (номер, дата, место);
  • подписи представителей сторон должны был расшифрованы;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, автографы).

Написать акт рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4. Исполнить текст допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Решение принимает составитель, ориентируясь на мнение контрагента и особенности документооборота в организации. По общему правилу способ написания текста не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Первым делом в шапке официальной бумаги следует отметить, что она является приложением к заключённому между контрагентами договору, оставив на него ссылку. Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Ниже по документу указываем данные о сторонах и их представителях:

  • полное наименование организации или ФИО физического лица;
  • ФИО представителя;
  • ссылки на бумаги, дающие право подписи.

Следующим шагом представители по пунктам обуславливают все важные для них моменты. Основными будут являться: факт передачи, факт оплаты, отсутствие претензий и количество экземпляров. В силу действующего принципа свободы договора контрагенты вольны обозначать и иные положения по своему усмотрению.

Примерный образец

На этом процесс составления акта завершён. Представители должны заверить официальною бумагу своими автографами (с расшифровкой), тем самым придавая ей юридическую силу. Документ прикладывается к договору и хранится вместе с ним. В случае с интеллектуальной собственностью срок хранения фактически неограничен.