Акт приёма-передачи судна – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона фактически передала, а вторая в свою очередь приняла судоходный объект. Процедура всегда сопровождается составлением соответствующих документов.

Файлы для скачивания:

Распространение

Приём-передача судна может осуществляться исключительно в рамках заключённого между сторонами соглашения. Речь может идти о договоре купли-продажи, аренды, дарения. Конкретный вид сделки в настоящем случае роли не играет, однако будет влиять на некоторые прописанные в акте условия.

Роль акта

Если договор содержит лишь намерения представителей сторон совершить те или иные действия, то акт в свою очередь подтвердит фактическое выполнение обязательств. Одна сторона передаёт судно, а вторая его принимает за соответствующую плату или без таковой (в зависимости от вида договора). Если контрагентами выступа.т предприниматели, на основании официальной бумаги они смогут легально провести сделку через бухгалтерию, поставить объект на свой учёт.

Подписывая акт, стороны отказываются от взаимных претензий. Любые споры в будущем могут осуществляться исключительно в судебном порядке.

Стороны

Сторонами соглашения могут выступать любые правоспособные лица, то есть имеющие права на совершение гражданско-правовых сделок. Это могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе не связанные с предпринимательской деятельностью. Для организаций в тексте акта потребуется указать их полные наименования, а для физических лиц достаточно будет обозначения паспортных данных (серия, номер и так далее).

Сопутствующие мероприятия

Во избежание недопониманий между контрагентами процесс приёма-передачи судна принято сопровождать внешним и техническим осмотром. Так принимающая сторона сможет получить более полную информацию о фактическом состоянии объекта, ведь e судна могут быть выявлены скрытые недостатки. Покупатель (арендатор) получит право затребовать у продавца (арендодателя) скидку или вовсе отказаться от совершения сделки.

В целях осмотра можно привлечь третью сторону. Приглашённый эксперт, действуя в рамках договора оказания услуг, сможет оценить состояние судна и определить его рыночную стоимость.

Кто актирует процесс

Законодательство не указывает на конкретную сторону, в обязанности которой войдёт составление акта, однако на практике этим всегда занимается передающая сторона, как бы предоставляя отчёт об объекте. Составитель должен обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, чтобы не допустить критических ошибок. Несмотря на принцип свободы договора и свободную форму акта, всегда имеется возможность что-то упустить.

Следует отметить, что не всегда официальную бумагу пишет и подписывает одно и то же лицо. Для заверения документа автографом представитель юридического лица (или ИП) должен обладать правом подписи. Такие полномочия подтверждаются уставом общества или оформленной от имени руководителя предприятия доверенностью

Форма документа

Как уже было упомянуто ранее, в настоящий момент любая официальная бумага, регулирующая правоотношения между сторонами договора, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи судна относится именно к этой категории и не является исключением.

Следует отметить, что свободная форма документа в свою очередь также предъявляет вполне конкретные требования к содержанию акта, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • автографы представителей сторон должны быть расшифрованы;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, подписи).

Написать акт рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Исполнить текст можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Этот вопрос решает составитель с учётом мнения контрагента и с оглядкой на особенности документооборота в организации. Необходимо учесть, что способ написания текста не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги. На практике практически всегда предпочтение отдаётся именно печатной форме.

Инструкция по составлению акта

Для удобства работы с документом условно разделим его на четыре составных элемента: реквизиты, сведения о представителях, предмет и подписи ответственных лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом обратим внимание на реквизиты, в правом верхнем углу листа бумаги сделав отметку о том, что официальная бумага выступает приложением к заключённому между сторонами договору (дата, номер). Далее настоящему акту присваиваем уникальный номер для хранения и документооборота согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Ниже по документу обозначаем сведения о сторонах и их представителях:

  • наименования организаций или ФИО граждан;
  • ФИО и должности представителей сторон;
  • ссылки на уполномочивающие бумаги.

Следующим шагом контрагенты утверждают важные для них моменты, а именно:

  • одна сторона фактически передала, а другая приняла объект;
  • характеристики судна вкратце. Будет достаточно лишь наименования, ведь все остальные данные уже прописаны в договоре;
  • факт совершения оплаты (если имеет место);
  • перечень следующих объектов (документация, инструмент);
  • ссылка на акт осмотра судна (если производился);
  • отсутствие взаимных претензий;
  • количество составленных экземпляров.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими автографами (с расшифровкой) его должны заверить представители сторон. Отметим, что все экземпляры обладают идентичной юридической силой. При возникновении разногласий в будущем подписанный контрагентами акт сможет выступить важнейшим доказательством на судебном заседании.