Акт об отказе ознакомления с приказом – это документ, фиксирующий отказ сотрудника ознакомиться с содержанием распоряжения руководителя и, соответственно, в нём расписаться.

Файлы для скачивания:

Ознакомление сотрудников

По общему правилу, установленному действующей редакцией Трудового кодекса РФ, работники обязаны быть ознакомлены со всеми распорядительными документами, их затрагивающими. Обычно обязанность по ознакомлению поручают работнику кадровой службы, так как работа с подчинёнными входит в его обязанности. Знакомство с содержанием – это обязательный элемент, без которого вся процедура будет признана незаконной, а приказ директора недействительным.

Отказ от ознакомления

Следует отличать отказ от ознакомления и отказ от подписания. Во втором случае работник так или иначе ознакомился с содержанием распоряжения. Отметим, что личное прочтение текста документа – это не единственный способ доведения информации до сведения. Также имеет место зачитывание содержания вслух кем-то из коллег.

Сотрудники ошибочно полагают, что отказ от ознакомления поможет им избежать определённых последствий, уже утверждённых приказом начальника. Речь идёт, как правило, об увольнении по инициативе работодателя за грубое нарушение трудовой дисциплины. Работники всячески пытаются избежать неблагоприятных последствий или хотя бы их отстрочить. К сожалению, сделать этого таким путём не выйдет.

Трудовое законодательство

Часть вторая статьи 84.1 Закона о труде гласит, что в случае увольнения по инициативе работодателя работник обязан ознакомиться с приказом и поставить на нём свой автограф. Законодатель предусмотрел недобросовестность сотрудников и утвердил положение, гласящее, что руководство предприятии в такой ситуации вправе составить акт об отказе ознакомления с распоряжением. Настоящая официальная бумага выступит в качестве приложения к приказу на увольнение, которое в любом случае состоится вне зависимости от желания подчинённого.

Процедура

Как уже отмечалось ранее, обязанность по ознакомлению руководитель возлагает на кого-то из своих подчинённых. Именно этот сотрудник и будет составлять акт об отказе ознакомления с приказом. Процедура составления настоящего документа всегда подразумевает коллегиальность. Ответственный работник должен привлечь к мероприятию как минимум двух свидетелей, которые должны будут расписаться в официальной бумаге. Заверяя документ, коллеги подтверждают полноту и достоверность изложенных в нём сведений. Только так можно соблюсти законный регламент проведения процедуры.

Дальнейшие споры

Несогласный с решением руководства работник, отказавшийся подписать приказ, может попытаться оспорить законность всей процедуры в судебном порядке. Правильно составленный и заверенный акт об отказе ознакомления послужит весомым доказательством для стороны работодателя. Суд учтёт все имеющие значимость моменты и вынесет справедливое решение.

Что отразить в официальной бумаге

Сложившаяся практика трудовых правоотношений выработала определенный перечень моментов, которые должны найти своё закрепление в акте об отказе ознакомления. К ним можно отнести:

  • перечисление состава комиссии с указанием их ФИО и должностей согласно штатному расписанию;
  • ФИО и должность отказывающегося лица;
  • обозначение самого факта совершения попыток к ознакомлению;
  • причины отказа (если они известны председателю комиссии).

Форма документа

В настоящий момент все документы, составляемые участниками трудовых правоотношений, пишутся в свободной форме без использования унифицированных бланков. Отметим, что официальная бумага в свободной форме также имеет свои требования как к форме, так и к содержанию. Речь идёт о:

  • деловом стиле языка;
  • обозначении реквизитов;
  • наличии подписей всех участников процедуры;
  • ссылках на иные документы (если имеет место).

Написать акт рекомендуется на фирменном бланке организации, так как на нём уже указаны реквизиты фирмы. При его отсутствии допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, однако в этом случае сведения о компании придётся прописывать вручную.

Исполнить текст допускается одним из двух стандартных способов: рукописным при помощи синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в печатном виде с помощью компьютерных средств. Выбор остаётся за председателем комиссии. Как правило, составление акта об отказе ознакомления носит внеплановый характер, следовательно, в подавляющем большинстве случаев документ пишется вручную.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

По своей структуре документ можно условно разделить на три составные части: реквизиты, основная часть и подписи участников. В целях соблюдения законности процедуры следует уделить должное внимание каждой из них.

Первым делом в шапке официальной бумаги укажем полное наименование организации-работодателя со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ПАО). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота в фирме. Затем оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления документа.

Ниже по документу перечисляем кадровый состав сформированной комиссии, обозначая для каждого её члена ФИО и должность согласно штатному расписанию. Председатель выделяется отдельно. Следующим шагом отмечаем, что подчинённый (указываем его ФИО и должность) отказывается знакомиться с содержанием приказа руководителя. Обозначаем, что ответственный сотрудник предпринимал попытки к ознакомлению.

Примерный образец

На этом составление акта подходит к концу. Своими автографами его должны заверить все члены комиссии. Подпись отказывающегося лица не требуется. Подписанный документ можно передавать руководителю. На его основании директор сможет законно произвести запланированную процедуру, утверждённую в распоряжении. Сам акт подлежит хранению на предприятии в течение установленного законом срока.