Акт о невыполнении должностных обязанностей – это документ, в котором отмечается факт уклонения сотрудника от работы. Процедура всегда подразумевает оформление соответствующих официальных бумаг.

Файлы для скачивания:

Должностные обязанности

Один из важнейших пунктов заключённого трудового договора – это должностные обязанности работника. Они могут быть перечислены непосредственно в соглашении или в должностной инструкции. Всё зависит от конкретной организации. В любом случае сотрудник обязан выполнять в течение дня определённые действия, возложенные на него руководством предприятия.

Невыполнение

Под невыполнением понимается уклонение от исполнения должностных обязанностей. Не стоит путать данный термин с прогулом или опозданием. В настоящем случае подчинённый находится непосредственно на предприятии, однако по каким-то причинам не занимается своей работой.

Дисциплинарное взыскание

Невыполнение должностных обязанностей относится к дисциплинарным проступкам, за которые непременно последует дисциплинарное взыскание. Действующая редакция Трудового кодекса предусматривает всего три вида наказания, которые работодатель может применить к работнику: замечание, выговор или увольнение. Они расположены по степени тяжести. Закон отмечает, что, выбирая применяемое дисциплинарное взыскание, нужно учитывать степень тяжести проступка и конкретные обстоятельства.

Для законного применения в отношении подчинённого дисциплинарного взыскания необходимо получить от него письменное объяснение. Так сотрудник получит право оправдаться. Если выяснится, что работник имел уважительные причины для невыполнения должностных обязанностей, о наказании речи быть не может. Закон не представляет конкретный перечень уважительных причин, однако на практике к ним относят:

  • болезнь;
  • смерть родственников;
  • участие в следственном действии в качестве понятого;
  • и так далее.

Роль акта

Роль настоящего акта заключается исключительно в фиксации невыполнения должностных обязанностей конкретным сотрудником. Дальнейшее решение о применении дисциплинарного взыскания должен принять руководитель организации лично, издав соответствующий приказ. Составленный и подписанный акт передаётся на рассмотрение директору вместе с докладной запиской от лица, обнаружившего нарушения. На основании этих двух документов начальник и будет принимать итоговое решение.

Процедура

Процедура фиксации нарушения всегда носит коллективный характер. Ответственный сотрудник, обнаруживший невыполнение должностных обязанностей одним из работников, должен привлечь в качестве свидетелей двух человек. Должность лиц согласно штатному расписанию в данном случае роли не сыграет. Важен сам факт подтверждения действительности уклонения от работы.

Отметим, что по общему правилу нарушитель должен быть ознакомлен с содержанием составленного в его отношении акта под подпись, однако заполучить подпись подчинённого удаётся не всегда. В таком случае делается отметка о том, что сотрудник отказался подписывать документ.

Кто составляет документ

В теории составить акт о невыполнении должностных обязанностей может любой сотрудник фирмы, обнаруживший нарушение. На практике же этой деятельностью занимается кто-то из руководящего состава: непосредственный начальник нарушителя, начальник отдела кадров или директор лично. Всё зависит от конкретной ситуации. В любом случае ответственный работник должен уметь обращаться с подобными официальными бумагами, чтобы составить документ правильно и без ошибок.

Что отметить в официальной бумаге

Трудовое законодательство не регламентирует конкретный список обстоятельств, которые должны быть отмечены в акте, однако сложившаяся практика выработала примерный перечень моментов, подлежащих отражению. Вот некоторые из них:

  • ФИО и должности всех лиц, участвующих в процедуре (в том числе нарушителя);
  • дата, место и время фиксации нарушения (время может иметь решающее значение, так как выполнение многих распоряжений ограничено временными рамками);
  • что именно нарушил подчинённый (ссылка на конкретный пункт трудового договора, должностной инструкции, приказа руководителя).

Форма документа

В настоящий момент органы государственной власти не предъявляют особых требований к составлению внутренних документов на предприятиях. Акт о невыполнении должностных обязанностей, как и многие другие официальные бумаги, может быть написан в свободной форме.

Исполнить документ рекомендуется на фирменном бланке организации-работодателя, так как на нём по умолчанию обозначены реквизиты фирмы. Если такового не оказалось, допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4.

Написать текст можно одним из двух стандартных способов: от руки при помощи синей или чёрной шариковой ручки или в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать составитель. На практике подобные официальные бумаги практически всегда пишутся от руки, так как процедура носит незапланированный характер.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Первым делом обратим внимание на реквизиты. Указываем полное наименование организации-работодателя, дату (число, месяц, год), время и место (населённый пункт) составления документа, присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения в фирме.

Ниже по документу перечисляем список лиц, принимающих участие в процедуре. Для каждого сотрудника обозначаем его ФИО и должность согласно штатному расписанию. Далее утверждаем, что подчинённый не выполнил те или иные должностные обязанности, предписанные нормативным актом работодателя. Если имеются какие-то неблагоприятные последствия проступка, освещаем их.

Примерный образец

На этом составление акта подходит к концу. Своими автографами (с расшифровкой) официальную бумагу должны заверить все участники процедуры, в том числе нарушитель. Если подчинённый отказывается подписать документ, составляется отдельный акт об отказе подписать акт.