МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЛУЖБА РЕЧНОГО ФЛОТА

Утверждены
Заместителем Министра транспорта
Российской Федерации
30 декабря 1999 года

Согласованы
Министерством труда и
социального развития
Российской Федерации
Письмо N 712-8
от 25 декабря 1998 года

ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
В РЕЧНЫХ ПОРТАХ

ПОТ РО-00030171-99

Правила вводятся в действие с 01.04.2000 г.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Порт - участки сухопутной территории и акватории внутренних водных путей, обустроенные и оборудованные в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия со смежными видами транспорта.

Перечисленные виды деятельности в порту осуществляют и обеспечивают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Перегрузочные работы - перемещение груза из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад и внутрискладское перемещение груза.

Зона работы перегрузочной машины - пространство, в котором совершаются рабочие и холостые движения машины и ее составляющих частей, включая грузозахватный орган.

Охрана труда - система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда (ГОСТ 12.0.002-80).

Опасная зона - пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственных факторов (ГОСТ 12.0.002-80).

Опасная зона работы крана - площадь круга, ограниченного траекторией движения наружных точек груза при максимальном вылете стрелы, увеличенной не менее чем на 7 м при высоте подъема груза до 20 м и не менее чем на 10 м - при большей высоте.

Опасная зона перемещения груза краном - площадь, образуемая проекцией перемещаемого краном груза и ограниченная траекторией его движения, увеличенной не менее чем на 5 м от проекции груза во все стороны.

Транспортный пакет, пакет - укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования (недопустимо - пачка, связка).

Средство пакетирования - средство для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу, в результате применения которого обеспечивается пакетирование.

Грузонесущее средство пакетирования - средство пакетирования, конструкция которого позволяет при производстве перегрузочных работ производить за него строповку (зацепку) или захват приспособлениями подъемно-транспортных машин.

Длинномерный груз - грузовая единица или пакет, большая сторона которого превышает 6 м.

Крупногабаритные грузы - грузы, объем отдельного места которых превышает 18 м3.

Тяжелый тарный груз - груз массой одного места от 81 до 100 кг включительно.

Тяжеловесный груз - груз, масса отдельного места которого превышает грузоподъемность применяемого в перегрузочном процессе грузоподъемного устройства.

Грузовой стол - передвижное или переносное устройство, устанавливаемое у дверного проема вагона или другого транспортного средства и предназначенное для формирования (расформирования) пакета груза вручную.

Грузовой стол-рампа - передвижное или переносное устройство, устанавливаемое у дверного проема вагона или другого транспортного средства и предназначенное для формирования (расформирования) пакета груза и (или) перемещения груза с помощью машин внутрипортового безрельсового транспорта.

Специализированный перегрузочный комплекс - совокупность технических средств и инженерных сооружений, специального подъемно-транспортного оборудования, предназначенных для перегрузки конкретных однородных грузов и (или) обработки специализированных судов.

Момент грузовой - произведение величины расстояния от оси вращения (поворота) грузоподъемной машины до вертикальной оси, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза, на массу (грузоподъемность) этого груза.