3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И СЛУЖЕБНЫМ ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И СЛУЖЕБНЫМ
ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

3.1. Территория

3.1.1. Состояние тыловой и прикордонной территории порта должно отвечать Требованиям техники безопасности при проектировании речных портов, утвержденным Российским государственным концерном речного флота 20 сентября 1990 г., требованиям Санитарных норм проектирования промышленных предприятий, государственным стандартам (ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 10807 и др.). Территория порта, пристани, отдельно расположенного грузового причала, где производятся перегрузочные работы, независимо от видов перегружаемых грузов должна быть ограждена.

3.1.2. Знаки безопасности, применяемые на территории порта, должны соответствовать государственным стандартам ГОСТ 10807, ГОСТ 12.4.026.

3.1.3. В портах, обслуживающих иностранные суда, надписи запрещающих знаков и указатели проходов и проездов в портах должны быть выполнены на русском и английском языках.

3.1.4. Освещение территории, мест производства перегрузочных работ, дорог, проездов и проходов должно соответствовать Нормам искусственного освещения речных портов (Приложение 4).

3.1.5. Дороги на территории порта, причалы, грузовые площадки и тротуары должны быть с твердым, ровным и нескользким покрытием и иметь необходимый уклон для стока воды не более 5°, а при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3°.

3.1.6. Покрытия дорог, площадок и причалов должны своевременно ремонтироваться.

3.1.7. Дороги, пешеходные дорожки, проезды, переходы должны быть свободными и чистыми. Их следует систематически убирать, очищать от снега, остатков нефтепродуктов и т.п., в случае обледенения посыпать песком или шлаком, а в теплую сухую погоду систематически поливать.

3.1.8. Люки, колодцы, котлованы, проемы, траншеи, а также места и участки, представляющие опасность для людей и движения транспорта, должны быть закрыты или ограждены (высота ограждения не менее 1,1 м). В темное время суток ограждения опасных мест должны освещаться. Запрещается снимать, изменять или перемещать ограждения и другие устройства безопасности без разрешения руководителя порта.

3.1.9. Для передвижения пешеходов по сторонам главных дорог порта (с одной или двух сторон) должны быть устроены тротуары шириной не менее 1,5 м, возвышающиеся не менее чем на 0,15 м или отделяемые от дороги полосой зеленых насаждений, стационарными ограждающими перилами или линиями дорожной разметки.

3.1.10. Край тротуара должен располагаться на расстоянии не менее 3,0 м от головки железнодорожного рельса. При расположении тротуара ближе 3,0 м от головки рельса тротуары со стороны железной дороги ограждаются перилами высотой 1,1 м.

3.1.11. Выходы из зданий, находящихся вблизи железнодорожных путей, должны устраиваться в стороне от них или на расстоянии не менее 5,5 м от головки рельса. При устройстве оградительных барьеров (длиной не менее 10,0 м), располагаемых между выходами из зданий и железнодорожными путями, это расстояние может быть уменьшено до 4,5 м.

3.1.12. Для перехода работников порта и членов судовых экипажей с кордона в тыловую часть порта к пешеходным дорожкам и обратно на каждом причале или группе одноименных причалов, но не более чем через 250 м следует предусматривать переходы через железнодорожные и крановые пути. Переход должен иметь настил вровень с крановыми и железнодорожными путями и быть оборудован указателем перехода.

Установка железнодорожных вагонов и перегрузочных средств на указанных переходах запрещается.

3.1.13. Для стоянки портовых перегрузочных машин и внутрипортового транспорта отводятся специальные места в стороне от путей, по которым происходит движение транспорта. Занимать для этой цели проезды запрещается.

3.1.14. На территории причалов, крытых и открытых складских площадей должны быть предусмотрены и размечены проходы и проезды между штабелями грузов в соответствии с утвержденной руководителем организации, работающей в порту, схемой размещения грузов на складе, а также габариты крановых и железнодорожных путей. Разметка дорог и пешеходных дорожек должна выполняться в соответствии с ГОСТ 13508.

3.1.15. Размещение груза на территории порта должно осуществляться с учетом устройства продольного магистрального проезда шириной не менее 6,0 м и подъезда такой же ширины от главной дороги.

3.1.16. На поворотах дорог, где видимость ограничена зданиями и сооружениями, необходимо устанавливать зеркала, позволяющие водителям и пешеходам ориентироваться в дорожной обстановке.

3.1.17. В местах пересечения дорог с проездами следует устанавливать дорожные знаки стандартного образца, освещаемые в темное время суток или светоотражающие, а на перекрестках с интенсивным движением - светофоры.

3.1.18. Места пересечения дорог и тротуаров с железнодорожными путями должны быть оборудованы знаками безопасности и сигнализацией, предупреждающими столкновение транспорта и наезды железнодорожного транспорта на людей.

3.1.19. Участки покрытия дорог (причалов, складов и др.), где ведется ремонт, должны быть ограждены, отмечены флажками, а в темное время суток оборудованы световой сигнализацией.

Со стороны движения транспорта выставляется предупреждающий знак.

3.1.20. Любое постоянное препятствие (конструкция), представляющее опасность для транспортных средств, должно быть окрашено черными и желтыми полосами (под "зебру") на высоту не менее 2,0 м и в темное время суток освещено.

3.1.21. Для организации движения по ледовым дорогам необходимо разработать и осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей и транспорта.

За указанными объектами рекомендуется приказом руководителя порта закрепить наиболее опытных инженерно-технических работников для организации выполнения работ, предусмотренных в Приложении 6.

3.2. Производственные и служебные здания

3.2.1. Содержание, эксплуатация производственных и служебных зданий должны соответствовать СН 245, СНиП 2.09.04, СНиП 2.11.01, Правилам перевозки опасных грузов [33], утвержденным приказом Минречфлота РСФСР от 14 августа 1978 г. N 114.

3.2.2. В процессе эксплуатации зданий и сооружений не реже 2-х раз в год (весной и осенью) должна проводиться проверка состояния несущих конструкций, перекрытий, фасадов, балконов, навесов и других частей зданий.

3.2.3. Производственные и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением. Отопление должно обеспечивать в течение всего рабочего времени температурный режим, установленный санитарными нормами.

3.2.4. Крыши зданий должны содержаться в исправном состоянии. При наличии стеклянных перекрытий и фонарей крепление стекол в рамах должно быть сделано так, чтобы исключить возможность их выпадения.

3.2.5. Очистка стекол от пыли и грязи должна производиться с применением специальных устройств (передвижные телескопические вышки и др.) и приспособлений. Стекла световых проемов должны очищаться регулярно, не реже 2-х раз в год.

Окна и фонари должны быть приспособлены для естественного проветривания и иметь открываемые части, удобно управляемые с пола.

3.2.6. Проезды и проходы в складских помещениях должны иметь четко обозначенные границы.

Проезды по ширине должны соответствовать максимальным габаритам применяемых транспортных средств или перевозимых грузов с увеличением их не менее чем на 0,7 м с каждой стороны. При несоответствии ширины проезда указанным нормам должны быть приняты меры, предупреждающие возможность аварий транспорта и наездов на людей. Загромождение проходов и проездов запрещается.

3.2.7. Полы помещений любого назначения должны быть:

3.2.7.1. Непроницаемыми для грунтовых вод и вредных газов;

3.2.7.2. Ровными, без выступов, порогов, выбоин;

3.2.7.3. Нескользкими и удобными для уборки.

3.2.8. Ворота производственных зданий должны легко открываться и закрываться одним человеком или иметь механический привод, а также стопоры для удержания ворот в открытом состоянии при проезде транспорта.

3.2.9. У наружных въездов и входов в здания в необходимых условиях должны быть устроены тамбуры или воздушные завесы или те и другие.

3.2.10. Наружные выходы из зданий (в том числе запасные) должны содержаться свободными от загромождения и заноса снегом зимой.

3.2.11. Применение в закрытых помещениях складов транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания без фильтрующих насадок на выхлопных трубах или работающих на этилированном бензине, а также использование складских помещений для стоянки автопогрузчиков запрещается.

3.2.12. Все служебные и производственные помещения должны ежедневно убираться и регулярно проветриваться. Работы по уборке помещений должны быть преимущественно механизированы.

3.3. Санитарно-бытовые помещения. Помещения общественного питания

3.3.1. Оборудование, планировка, размеры, содержание и эксплуатация санитарно-бытовых помещений устанавливается СНиП 2.09.04.

3.3.2. В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, помещения для обработки, хранения и выдачи спецодежды, а также помещения для обогрева (охлаждения) людей, оснащенные устройствами питьевого водоснабжения.

3.3.3. Все бытовые помещения должны:

3.3.3.1. Располагаться на расстоянии от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных помещений для обогрева или охлаждения, устройств питьевого водоснабжения не более 75 м, а от рабочих мест на площадке организации - не более 150 м;

3.3.3.2. Иметь моющиеся стены, потолки и полы;

3.3.3.3. Поддерживаться в чистом санитарном состоянии (ежедневно убираться, периодически дезинфицироваться), иметь защиту от мышей, крыс и др.;

3.3.3.4. Вентилироваться, освещаться и при необходимости обогреваться.

3.3.4. В гардеробных число отделений в шкафах или крючков вешалок для специальной одежды следует принимать равным списочной численности работающих, уличной одежды - численности в двух смежных сменах.

3.3.5. Гардеробные домашней и специальной одежды для каждой из групп производственных процессов (вызывающих загрязнение тела и спецодежды веществами 1 - 4 кл. опасности и удаляющихся с применением специальных моющих средств; связанных с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды; работы при температуре воздуха до плюс 10 °C, включая работы на открытом воздухе; вызывающие загрязнение тела и спецодежды веществами, обладающими стойким запахом и др.) должны быть отдельными для каждой из этих групп.

3.3.6. При численности работающих до 50 человек допускается предусматривать общие гардеробные для всех организаций, работающих в порту.

3.3.7. В гардеробных при численности работающих свыше 50 человек, но не более 150 человек допускается выделять места для размещений шкафов спецодежды работников, занятых на производственных процессах, вызывающих загрязнение веществами 1-го и 2-го классов опасности, а также веществами, обладающими стойким запахом, если их число не превышает 25% общего числа шкафов.

3.3.8. При гардеробных следует предусматривать кладовые спецодежды, уборные, помещения для дежурного персонала с местом для уборочного инвентаря, места для чистки обуви, бритья, сушки волос.

3.3.9. Для групп производственных процессов, связанных с загрязнением работающих веществами 3-го и 4-го классов опасности, а также производственных процессов, протекающих при избытках конвекционного тепла, при численности работающих не более 20 человек в смену кладовые спецодежды допускается не оборудовать.

3.3.10. В случаях, когда чистка или обезжиривание спецодежды должна производиться после каждой смены, при гардеробных следует предусмотреть раздаточные спецодежды.

3.3.11. При занятости в производстве женщин для них должны оборудоваться отдельные гардеробные.

3.3.12. В соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора необходимо проводить дезинфекцию помещений гардеробной и шкафчиков.

Дезинфекция проводится 1 раз в квартал и дополнительно по показаниям возникшего заболевания.

3.3.13. Число душевых, умывальников и специальных бытовых устройств следует принимать в соответствии с нормами СНиП в зависимости от численности работающих в смене или части этой смены, одновременно оканчивающих работу.

3.3.14. Душевые кабины должны быть открытыми. Разрешается оборудовать до 20% закрытых кабин.

3.3.15. Душевые кабины со сквозным проходом оборудуются при производственных процессах, связанных с загрязнением тела и одежды работающих веществами 1 - 4 кл. опасности, веществами, обладающими стойким запахом.

3.3.16. Умывальные, душевые и гардеробные не должны использоваться для других целей.

3.3.17. Оборудование помещения душевых должно тщательно очищаться не реже одного раза в день; для уничтожения грибков использоваться рекомендуемые Госсанэпиднадзором дезинфицирующие средства.

3.3.18. Если в порту работают женщины, для них должны быть оборудованы отдельные моечные места.

3.3.19. Общую уборную для мужчин и женщин допускается оборудовать при численности работающих в смену не более 15 человек.

3.3.20. Вход в уборную должен иметь тамбур с закрывающейся дверью.

3.3.21. Расстояние от рабочих мест на территории порта до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, душевых, устройств питьевого водоснабжения должно быть не более 150 м, а от рабочих мест в производственных зданиях - не более 75 м.

3.3.22. Для стирки спецодежды должны предусматриваться прачечные с отделениями химической чистки, в обоснованных случаях допускается использование городских прачечных.

3.3.23. Стены и перегородки гардеробных спецодежды должны быть выполнены на высоту 2 м из материалов, допускающих их мытье горячей водой с применением моющих средств. Стены и перегородки указанных помещений выше отметки 2 м, а также потолки должны иметь водостойкое покрытие.

3.3.24. Вблизи мест производства работ должны быть оборудованы места (комнаты) для отдыха во время перерывов в работе.

3.3.25. Помещения и места отдыха предусматриваются, как правило, при гардеробных домашней одежды и здравпунктах.

При отсутствии контактов с веществами 1 и 2 классов опасности и допустимых параметрах воздуха рабочей зоны разрешается оборудовать места отдыха открытого типа на площадях производственных помещений, которые не используются в технологическом процессе.

3.3.26. В распоряжении всех рабочих должен иметься достаточный запас питьевой воды.

3.3.27. Вода, поставляемая для питья, должна быть из источника, разрешенного к использованию службами Госсанэпиднадзора России.

3.3.28. Использование общей посуды для питья должно быть запрещено.

3.3.29. Питьевая вода для общего пользования не должна содержаться в бочках, ведрах, резервуарах и других сосудах, из которых воду нужно черпать, независимо от того, имеют они крышку или нет.

Там, где это возможно, должны быть оборудованы гигиенические питьевые фонтанчики.

3.3.30. Там, где вода, поставляемая для технических нужд и противопожарных целей, не пригодна для питья, должны быть вывешены объявления, отчетливо говорящие о том, что данная вода не пригодна для питья.

3.3.31. При численности работающих более 200 человек в смену следует предусматривать столовую, работающую, как правило, на полуфабрикатах; до 200 человек - столовую раздаточную.

При численности работающих в смену менее 30 человек вместо столовой раздаточной допускается предусматривать комнату приема пищи.

3.3.32. При столовой, обслуживающей посетителей в уличной одежде, следует предусматривать вестибюль с гардеробной, число мест в которой должно быть равно 120% числа посетителей.

3.3.33. Площадь комнаты приема пищи следует определять из расчета 1 м2 на каждого посетителя, но не менее 12 м2. Комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. При числе работающих до 10 человек в смену вместо комнаты приема пищи допускается предусматривать в гардеробе дополнительное место площадью 6 м2 для установки стола для приема пищи.

3.3.34. Столовые не должны использоваться для иных целей, кроме приема пищи.

3.4. Причалы

3.4.1. Набережные грузовых причалов независимо от высоты должны иметь на кордоне колесоотбойное устройство высотой не менее 0,2 м, предупреждающее падение машин внутрипортового безрельсового транспорта, и перильное ограждение высотой 1,1 м.

3.4.2. Все причалы с речной стороны должны иметь стационарные лестницы или скоб-трапы на расстоянии 35 м друг от друга. Конструкция лестниц (скоб-трапов) не должна мешать швартовке судов и не выступать за линию кордона набережной (с учетом отбойных устройств).

3.4.3. На каждом причале должны быть оборудованы посты со средствами для спасения утопающих, устанавливаемые через 150 м.

3.4.4. Спасательные посты должны иметь спасательные круги, спасательные жилеты, багры, кошки, быть легко доступными и находиться как можно ближе к кромкам причала.

3.4.5. Спасательные круги, спасательные жилеты должны быть оранжевого цвета.

Каждая сторона спасательного жилета, которая может быть наружной, должна быть снабжена не менее чем тремя полосами размером 50 x 100 мм из световозвращающего материала; из них две полосы должны размещаться на наружной части и одна на воротнике.

Спасательный линь, крепящийся к кругу, должен быть диаметром не менее 8 мм и длиной не менее 27,5 м.

3.4.6. На спасательном посту вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему.

3.4.7. При стоянке у причалов на всех судах и плавсредствах портофлота около трапа (сходни) должен находиться спасательный круг с линем и багор.

3.5. Железнодорожные пути

3.5.1. Устройство, содержание и эксплуатация железнодорожных путей и габариты приближения строений должны соответствовать действующим Правилам технической эксплуатации железных дорог [19].

3.5.2. В речных портах, где имеются железнодорожные пути, руководителями организаций, работающих в порту, вместе с руководителем железнодорожной станции разрабатывается совместная Инструкция по охране труда в порту и на станции, которой регламентируются взаимоотношения между ними, указаны особые приемы и меры безопасности при работе железнодорожного транспорта в порту.

3.5.3. Локомотивная и составительская бригады порта должны руководствоваться в своей работе Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и совместной Инструкцией по охране труда в порту и на станции.

3.5.4. Система сигнализации при работе локомотивной и составительской бригад порта должна соответствовать Инструкции по сигнализации на железных дорогах.

Сигнал "остановка" может быть подан любым лицом при возникновении опасной ситуации.

3.5.5. Во время маневровых работ нахождение людей в грузовых вагонах, на подножках, тормозных площадках (за исключением работников составительской бригады) не допускается.

3.5.6. Виды сигнализации и скорость движения железнодорожных составов и локомотивов в порту определяются совместным решением руководителей организаций, работающих в порту, и железнодорожной станции. Скорость у мест производства работ и на неохраняемых переездах должна быть снижена.

3.5.7. Рельсы железнодорожных путей в портах должны быть уложены так, чтобы их головки не выступали выше уровня покрытия территории. Данное условие обязательно для автомобильных и железнодорожных переездов, пассажирских причалов и пристаней, пешеходных переходов, а также для причалов, на которых обработка судов производится с участием машин внутрипортового безрельсового транспорта.