IV. Основные этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;
отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;
отбор товаров (услуг)-представителей;
отбор товаров с конкретными потребительскими свойствами;
регистрация цен и тарифов;
формирование системы весов для расчета средних цен и индексов потребительских цен на товары и услуги;
расчет индексов потребительских цен на отдельные виды и группы товаров и услуг, а также сводного ИПЦ на все товары и услуги;
расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой осуществляется определение величины прожиточного минимума;
расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения;
проверка достоверности информации об уровнях потребительских цен.
Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:
данных о потребительских ценах на товары и услуги, зарегистрированных в каждом отчетном периоде;
данных о фактических потребительских расходах домашних хозяйств за два смещенных года, которые являются основным источником информации для формирования весов при расчете ИПЦ.