Жалоба в Госжелнадзор – это документ, с которым любой гражданин вправе обратиться в государственный контролирующий орган с целью проведения разбирательства по факту нарушения норм права на железнодорожном транспорте. В рамках настоящего текста мы рассмотрим, что представляет собой Госжелнадзор как орган власти, в каких случаях следует заявлять в него жалобу, как правильно её оформить и передать на рассмотрение компетентным должностным лицам.

Госжелнадзор

Госжелнадзор представляет собой структурное подразделение Ространснадзора. Ространснадзор как орган власти в свою очередь относится к системе органов Министерства транспорта Российской Федерации. Все ведомства Минтранса призваны следить за соблюдением законодательства в транспортной сфере: автомобильный, речной, морской, авиационный и железнодорожный транспорт.

Так, Госжелнадзор отвечает именно за железнодорожное направление. Самое главное направление деятельности – надзор за соблюдением норм безопасности на железнодорожных путях как сотрудниками железнодорожной компании, так и пассажирами, рядовыми гражданами. В отличие от Госавианадзора, которому приходится работать с десятками авиакомпаний, Госжелнадзор плотно взаимодействует лишь с ОАО «РЖД». РЖД является монополистом на рынке железнодорожного сообщения в России. Именно эта организация поддерживает железнодорожные пути, вагоны, локомотивы в надлежащем состоянии, следит за соблюдением техники безопасности.

Проверка из Госжелнадзора может поспособствовать выявлению нарушений, халатное отношение к которым в теории способно привести к нанесению вреда жизни и здоровью людей.

По какому поводу жаловаться

Заявить жалобу в Госжелнадзор можно по факту происшествия любого инцидента, произошедшего на железнодорожных путях, вокзалах. Железная дорога – это место, требующее соблюдения множества правил по технике безопасности. В частности, речь идёт о минимально допустимом расстоянии от перрона до вагона поезда, высовывания из окон, дверей вагонов, наличии пригодных к использованию огнетушителей и иных пожаротушительных приспособлений.

Отдельную категорию проблемных вопросов занимает нарушение прав пассажиров: утрата багажа, навязывание дополнительных услуг проводником, продажа и распитие алкоголя в поезде и так далее. Должностное лицо Госжелнадзора, получившее жалобу на руки, будет обязано проверить обстоятельства, установить факты и привлечь виновных к ответственности. Под взор инспектора может попасться сотрудник вокзала, механик РЖД, проводник, пассажир поезда или даже обычный гражданин, переходящий железнодорожные пути в неположенном месте.

Как заявить

Заявить жалобу в Госжелнадзор можно несколькими способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим каждый из них, разберёмся более подробно.

Нарочный способ предполагает личную передачу документов представителю Госжелнадзора, из рук в руки. Для этого потребуется лично посетить управление ведомства, однако здесь можно столкнуться с проблемой. Отделения Госжелнадзора присутствуют далеко не в каждом городе нашей страны, а значит, данная опция будет доступна исключительно для жителей отдельных регионов.

Второй вариант – отправка заказного письма при помощи услуг Почты России. Заявителю жалобы буде достаточно дойти до ближайшего отделения почтовой связи, приобрести конверт, марки, отправить корреспонденцию.

Третий способ – обращение через официальный веб-сайт ведомства. Здесь даже не придётся подготавливать бумажный вариант обращения, ведь потребуется лишь заполнить предложенную интернет-порталом шаблонную форму.

Инструкция по составлению жалобы

Жалоба в Госжелнадзор составляется в свободной форме с соблюдением определённой структуры документа: шапка, основная часть, обращение к должностному лицу с просьбой. Разберёмся в правилах формирования каждого отдельно взятого элемента.

Шапка представляет собой блок с указанием общих сведений об отправителе и получателе. В правом верхнем угла листа бумаги пропишем полное наименование управления Госжелнадзора, в которое мы обращаемся, ФИО и должность его руководителя, юридический адрес. Далее по тексту укажем ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. Здесь же в качестве средств обратной связи оставим номер сотового телефона и/или адрес электронной почты. Это может понадобиться для оперативного разрешения вопросов.

Ниже по документу разъясняем должностному лицу суть нашего вопроса. Утверждаем, что выявили нарушение права в сфере железнодорожного транспорта. Как мы уже говорили ранее, это может быть нарушение техники безопасности, проблемы с получением услуги по перевозке багажа или что-то ещё. Чем более серьёзное нарушение будет установлено инспектором, тем более суровая ответственность будет ждать нарушителей.

Следующим шагом обращаемся к представителю Госжелнадзора, просим его провести проверку указанного вами инцидента, привлечь виновных к ответственности. Затем заверяем итоговый вариант жалобы своей подписью, ставим дату её оформления. Общий срок рассмотрения обращения гражданина составит тридцать календарных дней. Пропуск этого срока уже сам по себе будет являться административным правонарушением. Должностное лицо будет ждать денежный штраф в сумме десяти тысяч рублей.

Примерный образец