Жалоба на транспортную компанию – это документ, который в государственный орган может заявить любой гражданин, пострадавший от действий транспортной компании. Сегодня мы рассмотрим, каким образом транспортная компания может нарушить права своего клиента, какие она несёт перед ним обязательства, куда заявлять подобную официальную бумагу и как правильно её составить.

Правовой аспект вопроса

С точки зрения Гражданского кодекса транспортная компания занимается грузоперевозкой, то есть заключает со своими клиентами договор перевозки груза. Более подробно узнать об его условиях можно из сороковой главы ГК РФ. Так, одна сторона, именуемая «перевозчик», за деньги и по заказу другой стороны, именуемой как «отправитель», осуществить доставку того или иного груза. Вся ответственность за сохранность товарно-материальных с ценностей с момента передачи перевозчику и до момента вручения получателю лежит именно на транспортной компании. Так, если с грузом что-то случиться, ТК будет обязана компенсировать понесённые контрагентом убытки.

Определённые требования также предъявляются и к срокам доставки, однако уже другим нормативным правовым актом. Правоотношения между транспортной компанией и заказчиком признаются потребительскими, а значит, к ним применяются положения Закона «О защите прав потребителей». За каждый день просрочки исполнения обязательства предусмотрена неустойка в размере трёх процентов от цены договора, то есть от стоимости услуги по транспортировке. Чем дольше задержка, тем большую сумму транспортная компания обязана будет выплатить отправителю.

Претензионный порядок

Отечественный законодатель не позволяет гражданам сразу же обращаться в суд на транспортную компанию, обязывая их предварительно предпринять попытку урегулировать спор мирным путём. Для этого составляют и направляют в адрес контрагента досудебную претензию. О том, как сформировать досудебную претензию транспортной компании, мы рассказали в другом нашем материале. Если решить спор мирным путём всё-таки не удалось, следует обращаться в суд.

Общий срок ожидания ответа на претензию составляет 10 календарных дней. Об этом нам говорит потребительский закон.

Обращение с жалобой

Обращение с жалобой в государственный орган представляет собой более простой способ решения проблемного вопроса, нежели заявления иска в суд общей юрисдикции. Судебный процесс требует участия, траты временного ресурса и денежных средств. Заявив жалобу в государственное ведомство, обездоленный потребитель перекладывает эту задачу на должностное лицо, в обязанности которого входит надзорная функция.

Заявить жадобу на транспортную компанию можно в один из двух органов на выбор: Роспотребнадзор либо Прокуратура. Мы бы рекомендовали обращаться именно в Роспотребнадзор как профильное ведомство в сфере потребительских прав, а прокуратуру использовать в качестве второй инстанции. Если инспектор Роспотребнадзора не сможет решить проблему, не выявит нарушений или вовсе проигнорирует вашу жалобу, прокуратура рассмотрит также и его действия на момент законности.

Форма документа

Форма жалобы в Роспотребнадзор или прокуратуру не утверждена на законодательном уровне, что позволяет гражданам составлять данный документ по правилам 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». В частности, из содержания жалобы должно быть понятно, кому она подаётся, от кого, по какому вопросу, чего хочет добиться заявитель. Для этого необходимо вписать корректный набор данных в шапку и основную часть, а затем обратиться к должностному лицу с просьбой.

Написать текст жалобы можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. В качестве носителя информации уже традиционно выступит чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция по составлению жалобы

Первый структурный элемент жалобы – это шапка. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем полное наименование государственного ведомства, ФИО и должность его руководителя, юридический адрес регионального управления. Затем здесь же укажем ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. Обозначаем номер личного сотового телефона на случай, если у должностного лица возникнут вопросы, требующие оперативного ответа.

Второй элемент – основная часть с разъяснением сути обращения. Утверждаем, что пользовались услугами какой-либо транспортной компании, однако столкнулись с определёнными нарушениями. Разъясняем, в чем конкретно заключается проблема: пропуск срока, повреждение груза или что-то ещё. Затем ссылаемся на факт обращения в ТК с претензией о выплате неустойки или возмещении стоимости поврежденного груза, получение отказа. Ксерокопию претензии и ответа на неё потребуется приложить к жалобе.

Третий элемент – обращение к должностному лицу. Обращаемся к представителю Роспотребнадзора или прокуратуры, просим провести проверку в отношении транспортной компании, привлечь организацию к юридической ответственности. Итоговый вариант жалобы необходимо заверить автографом заявителя, проставить дату его оформления.

Примерный образец

В течение тридцати календарных дней вы должны получить ответ. Бумажный вариант ответа придёт вам по месту прописки, если вы не указали иной адрес для корреспонденции в шапке. Как только должностное лицо примет решение, транспортная компания будет обязана удовлетворить ваши законные требования.