Уведомление о расторжении договора – это официальная бумага, в соответствии с которой одна сторона уведомляет другую о своём нежелании продолжать правоотношения, отказывается от исполнения условий договора. Процедура уведомления является обязательной во всех без исключения случаях.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Расторжение договора
В настоящем материале речь пойдёт как о договорах гражданско-правового характера, так и о трудовом договоре. Любое соглашение между сторонами предусматривает определённую процедуру прекращения. Если речь идёт о договоре оказания услуг, аренды, то здесь действуют нормы Гражданского кодекса РФ, а именно статья 450.1.
По общему правилу прекратить правоотношения можно в следующих случаях:
- такая возможность прямо прописана в условиях договора;
- истёк срок действия договора;
- контрагент не исполняет свои обязательства по сделке.
Роль уведомления в процедуре
Уведомление направляется для соблюдения законного порядка процедуры. Дело в том, что контрагент может быть не согласен с мнением второй стороны и попытаться оспорить расторжение соглашения в суде. Правильно составленное уведомление послужит фактором соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Как правило, конфликтов при расторжении гражданско-правовых договоров не возникает.
Если речь идёт о споре в рамках арбитражного производства, соблюдение досудебного порядка является обязательным фактором для обращения в суд. Иначе заявление вовсе не будет принято к рассмотрению.
Неустойка и предоплата
Условиями договора может быть предусмотрена неустойка за невыполнение обязательств или досрочное расторжение. В таком случае инициативная сторона будет обязана не только выплатить предусмотренную договором отступную сумму, но и компенсировать убытки, понесённые контрагентом. В тексте официальной бумаги обязательно должны найти всё отражение эти моменты.
Часто гражданско-правовые договоры предусматривают внесение предоплаты в счёт исполнения соглашения. Судьба этих денежных средств при расторжении решается путём договорённостей между сторонами. Деньги могут быть возвращены заказчику или остаться у исполнителя.
Трудовой договор
Трудовой договор также может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон. Если желание изъявляет работник, он пишет заявление на имя директора организации. Уведомление имеет место при сокращении численности или штата сотрудников. В таком случае представитель администрации направляет документ подчинённому, предлагая ему иные вакансии и разъясняя последствия. Такой регламент предусмотрен действующей редакцией Трудового кодекса.
Процедура
Уведомление о расторжение договора направляется второй стороне. Передать бумагу можно лично либо отправить посредством почты. В любом случае получатель должен будет расписаться за получение. Если контрагент не возражает, директор организации расписывается в уведомлении и отправляет его обратно. В противном случае решить вопрос можно будет исключительно в судебном порядке.
Подписывать уведомление должно уполномоченное на то лицо. Право подписи подтверждается оформленной доверенностью или уставом общества.
Форма документа
В силу действующей на территории Российской Федерации свободы договора любые официальные бумаги, регулирующие правоотношения между лицами, могут быть написаны в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Уведомления относятся к этой же группе документов и не являются исключением из общего правила.
Необходимо отметить, что свободная форма также предъявляет к содержанию уведомления определённые требования, а именно:
- деловой стиль языка;
- ссылки на законодательство или пункты расторгаемого договора;
- подписи ответственных лиц;
- расшифровка оставленных автографов;
- обозначение реквизитов (дата, номер, место).
Только соблюдая вышеобозначенные требования документ будет обладать должной юридической силой.
Правила написания официальной бумаги
Написать уведомление рекомендуется на стандартном листе бумаги формата А4. При чём важно использовать чистый лист, а не черновик.
Исполнить текст допускается одним из двух привычных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Предпочтительнее будет воспользоваться печатным вариантом, так как официальная бумага будет направлена контрагенту. Вне зависимости от выбранного способа документ будет обладать должной юридической силой при условии подписания уполномоченным лицом.
Объясняем, как правильно составить уведомление
Уведомление по своей структуре состоит из трёх частей: реквизиты, предмет и подписи лиц. Следует уделить должное внимание каждой из них.
Первым шагом разберёмся с реквизитами. В правом верхнем углу листа бумаги отмечаем, кому и от кого направляется документ. Уведомление должно быть написано на имя руководителя организации-контрагента, сведения о нём обозначаются в дательном падеже. Далее указываем сегодняшнее число и населённый пункт, в котором располагается офис компании.
Ниже по документу подтверждаем сам факт заключения договора, оставив на него ссылку (дата, номер). Следующим этап составления является самым ответственным, ведь от него будет зависеть успешность процедуры. Необходимо точно определить основания для расторжения соглашения, чтобы контрагент не смог оспорить их в суде. Ссылаемся на пункт договора или норму Гражданского кодекса.
Примерный образец
02.02.2023 г. между ООО «Вершки-Корешки» и ООО «Телеком Инвест» был заключён Договор возмездного оказания услуг № 15.
Руководствуясь п. 6. 7. Договора прошу считать договор расторгнутым с 12.09.2024 г.
На этом моменте уведомление можно считать полностью составленным и готовым к отправке. Осталось лишь заверить его автографом уполномоченного лица, направить адресату и ждать ответа.