Приказ по охране труда – это документ, издаваемый от имени руководителя организации, назначающий ответственных за различные направления безопасности на рабочем месте лиц. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Что такое охрана труда
Охрана труда – это довольно-таки комплексное понятие, включающее в себя множество аспектов обеспечения безопасности работников. Сюда будет относиться проведение профилактики по охране труда, ведение различных учётных документов, журналов. Общей целью всей деятельности является, в первую очередь, безопасность жизни и здоровья каждого сотрудника. Если работник трудится в абсолютно комфортных и неопасных условиях, плоды его работы будут куда продуктивнее.
В деятельность по обеспечении охрану труда будут относиться:
- пожарная безопасность на предприятии;
- экологическая безопасность;
- электротехническая безопасность и так далее.
Список направлений деятельности разнится от специфики каждого предприятия. Если в штатном расписании компании числится должность электрика, сварщика, то необходимо назначить ответственное за электротехническую безопасность лицо.
Ответственность за безопасность
На предприятии по каждому направлению охраны труда назначается ответственное лицо. По умолчанию эти функции берёт на себя и выполняет руководитель фирмы. Для назначения на должность требуется наличие определённой степени квалификации, получаемой в ходе обучения. Процесс образования может проходить как с отрывом от рабочего места, так и без него. По окончанию процесса получения специализации сотрудник получает соответствующий документ, подтверждающий это. Именно он и станет основанием для назначения в качестве ответственного лица.
Следует иметь в виду, что срок действия сертификатов ограничен и требуется регулярно проходить переобучение. Оплату за процесс образования берёт на себя организация.
Назначение распоряжения
В приказе руководитель организации назначает ответственных по каждому направлению, обозначает для них задачи. Обычно в качестве задач выделяют:
- ведение журналов по безопасности;
- проверка оборудования и определённых средств;
- проведение инструктажей среди сотрудников предприятия.
Также в приказе обозначается вертикальная цепь подчинения. Ответственный за какой-то объект подчинятся начальнику структурного подразделения, а тот, в свою очередь, директору фирмы.
Как выбрать ответственного сотрудника
В крупных организациях для ответственных лиц предусмотрена отдельная должность в штатном расписании компании. Обуславливается это большим объёмом работы. На предприятиях поменьше работники выполняют обязанности по охране труда по совместительству с основной деятельностью. Небольшой фирме экономически невыгодно и нецелесообразно содержать отдельного специалиста.
Ответственный работник за дополнительную нагрузку получает прибавку к заработной плате в виде надбавки. Обычно эту деятельность возлагают на руководителей структурных подразделений, отделов и других лиц, занимающих руководящие должности. Следует помнить, что работник имеет право отказаться.
Форма документа
Несмотря на всю важность приказа, закон не обязывает организации пользоваться какой-то конкретной формой и даже не предлагает рекомендованных. Работа по составлению распоряжения ложится на плечи сотрудников предприятия. Обычно этим занимается заместитель руководителя, юрист, секретарь или в крайней случае сам директор. Так как документ имеет большую значимость для всей организации, доверить работу с ним стоит квалифицированному сотруднику.
Приказ в теории может быть написан от руки, но делать этого не рекомендуется. Будет лучше набрать текст на компьютере и распечатать на листе бумаги формата А4 при помощи принтера. Распечатанный вариант потребуется для подписания всеми указанными в распоряжении лицами.
Разберём процесс составления приказа
Начать следует с заполнения шапки документа. В ней необходимо указать реквизиты организации. Для работы с распоряжениями лучше воспользоваться фирменным бланком предприятия, на котором уже будут указаны все необходимые сведения о юридическом лице. Если же составление происходит с чистого лица, то прописываем полное наименование фирмы в соответствии с учредительными документами.
Пишем название распоряжения (приказ по охране труда) и присваиваем ему номер для внутреннего документооборота. Расплывчатая формулировка в названии обуславливается комплексностью изложенных в документе положений.
Ниже по документу указываем дату составления приказа и населённый пункт. Проверяем правильность вписанных данных и переходим к основной части.
Здесь мотивируем составление документа, оставляя ссылку на законодательство. В частности, на Трудовой кодекс РФ. Подчёркиваем необходимость обеспечения безопасности на рабочем месте.
Далее по пунктам перечисляем следующие моменты:
- назначаем ответственного за охрану труда на предприятии. Указываем его ФИО и должность, согласно штатному расписанию;
- подтверждаем, что работник прошёл обучение и имеет соответствующий сертификат;
- обозначаем круг обязанностей назначенного сотрудника;
- назначаем заместителя ответственного. Сделать это необходимо в силу того, что основного работника может не оказаться на рабочем месте по тем или иным причинам, а деятельность по охране труда должна осуществляться постоянно;
- выстраиваем цепь подчинения и определяем кто кому подчиняется. В конце цепочки должен быть руководитель организации;
- назначаем ответственного за уведомление всех указанных в распоряжении лиц. Если директор ознакомил сотрудников самостоятельно, пропускаем этот пункт.
Составление приказа окончено и остаётся заверить его подписями. В документе расписываются все указанные в нём лица. Свои подписи они оставляют по факту ознакомления с его содержанием. Последним по списку в документе свой автограф оставляет руководитель компании, придавая тем самым документу юридическую силу.