Приказ о замечании работнику – это распорядительный документ работодателя, в соответствии с которым к работнику применяется дисциплинарное взыскание. Издаётся от имени руководителя фирмы.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Дисциплинарное взыскание
Трудовой кодекс оставляет за работодателем право применять к своим работникам определённые санкции, именуемые в Законе о труде как «дисциплинарное взыскание». Всего их предусмотрено три вида, они расположены по мере увеличения тяжести наказания: замечание, выговор, увольнение. Как несложно догадаться, замечание – это самая лёгкая мера взыскания для работника. Её используют при различных незначительных нарушениях трудовой дисциплины или требований локальных актов компании. Например, опоздание на десять минут.
Чаще всего такая санкция применяется в устном виде и никак не фиксируется в личной карточке сотрудника, однако не всегда. Происходит это на усмотрение работодателя.
Срок действия замечания
Законодательство устанавливает срок в один год. В течение этого времени работник не может получать поощрения от работодателя. Также в случае получения повторного замечания, за ним может последовать выговор или даже увольнение. Систематическое, пусть и несущественное, нарушение дисциплины труда, является основанием для применения более серьёзных санкций.
Следует помнить, что действие взыскания можно снять досрочно. Делается это соответствующим распоряжением руководителя организации по инициативе нарушителя, профсоюза, непосредственного начальника сотрудника или по собственной воле директора. После оформления приказа о снятии дисциплинарного взыскания работник более не будет считаться нарушителем и может рассчитывать на различные бонусы от работодателя.
Процедура оформления
Для того чтобы применять к сотруднику дисциплинарное взыскание (любое, не только замечание) необходимо наличие трёх обязательных документов, а именно:
- Акт о нарушении. Это документ, составляемый коллегами нарушителя или его непосредственным начальником. В общем, любым лицом, зафиксировавшим нарушение. В акте подробно излагаются обстоятельства нарушения, дата и время произошедшего события. В целях составления документа формируется специальная комиссия. Бумагу должен подписать сам работник, но зачастую этого не происходит. В таком случае составляется акт об отказе подписать акт.
- Объяснительная от работника. Сотруднику даётся два рабочих дня на предоставление объяснения причин своего поступка. Это обязательная процедура. Нельзя применить санкцию, не выслушав версию нарушителя. Однако в силу различных обстоятельств работник может не давать объяснения: отказаться или попросту отсутствовать на рабочем месте. Работодателю необходимо зафиксировать сам факт попытки связаться с сотрудником. Делается это посредством телефонных звонков, СМС сообщений, почтовых уведомлений. Если в течение двух дней объяснений не последовало, составляется акт об отказе дать объяснения.
- Докладная записка от непосредственного начальника нарушителя. Именно через эту бумагу руководитель предприятия и узнаёт о случившемся инциденте. В записке также подробно описывается, что именно произошло, и предлагается мера дисциплинарного взыскания.
Исходя из трёх вышеперечисленных документов, директор фирмы вправе издать приказ о замечании работнику.
Форма документа
Закон не предусматривает обязательные бланки для применения к работникам дисциплинарных взысканий, и замечание не является исключением. Сотрудники предприятия разрабатывают проект документа самостоятельно в свободной форме. Необходимо лишь соблюсти некоторые общие обязательные моменты.
Составлением документа в компании занимается, как правило, сотрудник кадровой службы, юридического отдела или секретарь. Руководитель своим распоряжением поручает им эту задачу. Директор должен получить на руки уже итоговый вариант приказа, в котором останется лишь поставить его подпись.
Распоряжение можно написать как от руки при помощи шариковой ручки, так и на компьютере. Конечно, рекомендуется пользоваться именно машинописными средствами, но закон не запрещает и рукописный вариант. Для составления приказа подойдёт лист бумаги формата А4. Лучше воспользоваться фирменным бланком предприятия.
Объясняем, как написать приказ «на пальцах»
Начать следует, как и всегда, с заполнения шапки документа. Здесь необходимо будет указать реквизиты организации-работодателя. На фирменном бланке предприятия все эти данные отмечены по умолчанию поэтому лучше использовать именно его. Однако можно и вписать информацию самостоятельно. В качестве минимума необходимых сведений укажем полное наименование юридического лица в полном соответствии с его учредительной документацией. Указывать ИНН, юридический адрес и прочее необязательно.
Ниже по документу пишем название распоряжения (приказ о замечании работнику) и присваиваем ему номер для внутреннего документооборота на предприятии.
Сразу под названием указывается дата составления документа и населённый пункт. Проверяем правильно введённых данных и переходим к основной части приказа.
Начать этот блок следует с мотивации. Объясняем в связи с чем было принято решение издать приказ. Подробно описываем нарушение работника. Для этого воспользуемся имеющимся на руках актом о нарушении.
Далее по пунктам утверждаем следующие положения:
- применить дисциплинарное взыскание к сотруднику. Указывается его ФИО и должность в соответствии со штатным расписанием;
- оставляем ссылки на документы, которые будут являться основанием для применения санкции. Акт о нарушении, объяснительная (или отказ от объяснений) и докладная записка.
Составление документа окончено и осталось лишь заверить его подписями всех указанных в нём лиц. В нашем случае это будет сам работник. Сотрудник расписывается в приказе по факту ознакомления с его содержанием. Автограф руководителя организации придаёт распоряжению юридическую силу. После подписания директором, на работника начинает действовать дисциплинарное взыскание.