Приказ о внесении изменений в учётную политику – это распорядительный документ, в соответствии с которым изменяется один из важнейших документов организации. Для изменения учётной политики нужны веские причины.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Учётная политика
Учётная политика – это комплексный нормативный акт предприятия, на основе которого ведётся хозяйственная деятельность компании. Она влияет на бухгалтерский учёт, способ исчисления налогов, начисление амортизации на основные средства и многое другое. Все организации в обязательном порядке должны иметь такой документ.
Учётная политика принимается в целях реализации норм действующего законодательства. Речь идёт о ФЗ "О бухгалтерском учёте". Конкретные положения будут зависеть от организационно-правовой формы компании, её основного направления деятельности. Политика является связующим звеном между органами государственной власти и субъектами хозяйственной деятельности.
Когда можно вносить изменения
Учётная политика утверждается в конце финансового года на следующий год. Вносить в неё изменения ежегодно не нужно, однако есть исключения. Документ должен быть изменён в следующих случаях:
- смена направления деятельности компании;
- требование закона;
- существенное изменение условий хозяйствования.
Процедура внесения изменений
Разработкой учётной политики занимается, как правило, лично директор, главный бухгалтер или юрисконсульт. Это крайне важный документ и доверить его разработку следует сотруднику, обладающему соответствующим уровнем образования, степени квалификации и опытом работы. На практике изменения подготавливает то же лицо, что разработало политику. Руководитель должен утвердить проект своей подписью. Изменения всегда утверждаются приказом директора.
Основание и обоснование
Любой приказ должен иметь под собой основания и обоснования. В качестве обоснования указывается действительная причина внесения изменений. Так как все они прямо перечислены в законе, вариантов не много. Основание – это законодательная основа, в соответствии с которой и вносятся изменения. Сослаться придётся как минимум на два документа:
- приложение N1 к Приказу Минфина России "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету", которое позволяет вносить изменения в учётную политику;
- законодательный акт, в соответствии с которым внесение изменений стало необходимым.
Кто пишет и исполняет приказ
Руководитель предприятия далеко не всегда лично занимается составлением распоряжений. Зачастую имеет место перекладывание обязанностей. Директор в устной форме просит одного из своих подчинённых подготовить распоряжение. Это может быть секретарь, юрист или бухгалтер. Обычно приказ о внесении изменений в учётную политику пишет главный бухгалтер.
Исполнение – это воплощение положений на бумаге в жизнь. В нашем случае исполнение будет заключаться в ознакомлении всех работников компании с нововведениями в учётной политике. Доверить эту задачу можно также главбуху.
Форма документа
На сегодняшний день не существует общеобязательного унифицированного бланка для составления приказа о внесении изменений в учётную политику. Распоряжение пишется на предприятии в свободной форме. Необходимо учесть, что свободная форма также подразумевает соответствие определённым критериям:
- деловой стиль повествования;
- наличие всех необходимых реквизитов;
- основание и обоснование;
- постановка подписей всех упомянутых в тексте лиц;
- определённая структура официальной бумаги.
Приказ можно составить на чистом листе бумаги формата А4 или на фирменном бланке организации. Выбор остаётся за составителем. Рекомендуется отдать предпочтение именно фирменной форме, так как на ней уже обозначены реквизиты компании.
Исполнить текст распоряжения допускается как в рукописном виде с помощью чёрной или синей шариковой ручки (но не карандаша), так и в печатном при помощи компьютерных средств. Способ изложения текста не влияет на юридическую силу официальной бумаги. Виртуальный вариант в любом случае придётся распечатать, так как приказ подлежит хранению в архиве фирмы в течение определённого законом срока. Следует иметь в виду, что распоряжение составляется в одном экземпляре.
Объясняем, как составить приказ «на пальцах»
Первый шаг – обозначение реквизитов. В качестве допустимого минимума достаточно будет указать лишь наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО и так далее). Обозначать ИНН, ОГРН и юридический адрес необязательно, так как распоряжение носит внутренний характер.
Посередине листа пишется слово «приказ», ему присваивается уникальный номер для документооборота в компании. Затем оставляем дату составления распоряжения и населённый пункт, в котором располагается предприятие.
Второй шаг – мотивировка. В этой части необходимо обозначить основание и обоснование. Объясняем причину внесения изменений и ссылаемся на документ, которым изменения обуславливаются.
Третий шаг – утверждение распоряжений. С красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам обозначаем следующие моменты:
- утверждаем внесение изменений в учётную политику организации, указываем конкретное число;
- отдаём распоряжение одному из подчинённых ознакомить всех работников с содержанием настоящего приказа (речь идёт в первую очередь о сотрудниках бухгалтерии), а также с учётной политикой в новой редакции;
- возлагаем контроль за исполнением распоряжения на кого-нибудь из руководящего состава. Имеет смысл возложить эту обязанность на главного бухгалтера или на директора лично.
Примерный образец
Четвёртый шаг – ознакомление и подписание. Все упомянутые в тексте документа сотрудники должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись (с расшифровкой). В последнюю очередь свой автограф на официальной бумаге оставляет директор фирмы. С указанной в приказе даты в учётную политику будет внесены соответствующие изменения.