Приказ о назначении ответственного лица – это документ, в соответствии с которым сотрудник предприятия принимает на себя дополнительные обязанности. Необходимость нагрузки работников дополнительной ответственностью обуславливается ширящимся списком направления деятельности организации. В крупной фирме по каждому направлению деятельности должен быть ответственный человек.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
За что могут нести ответственность сотрудники организации
Существует множество различных сфер деятельности предприятия, за осуществление которых работник будет нести ответственность. Перечислим некоторые из них:
- ответственность за материальные ценности, принадлежащие предприятию;
- ответственность за обеспечение на предприятии пожарной, экологической и электрической безопасности;
- ответственность за охрану труда и так далее.
Перечень крайне обширен и не будет целесообразным оглашение всего списка. Стоит понимать, что, назначая сотрудника ответственным за какой-то вид деятельности, он наделяется дополнительной, выходящей за рамки его должностных полномочий, ответственностью. Конечно, было бы удобно иметь отдельного сотрудника по каждому направлению, но, в силу ограниченности кадрового ресурса, это невозможно. Поэтому работникам приходится совмещать свою основную деятельность с дополнительной нагрузкой.
Дополнительная ответственность, в свою очередь, подразумевает надбавку к заработной плате сотрудника.
Квалификация ответственных сотрудников
Для того чтобы назначить работника ответственным за какую-то деятельность, необходимо дать ему соответствующие знания по теме. Для этого работодатель за свой счёт проводит обучение сотрудника, направляет его на курсы повышения квалификации и так далее. По итогу обучения работник получит документ, подтверждающий его знания. Это может быть диплом, сертификат или другая официальная бумага. Полученный по результатам обучения документ будет служить основанием для назначения работника ответственным. Как правило, у таких дипломов есть срок действия. По его истечению необходимо пройти переаттестацию. Делается это, опять же, за счёт работодателя. Все тонкости процедуры подробно регламентируются Трудовым кодексом РФ.
Что касаемо материальной ответственности сотрудников перед предприятием, то здесь дополнительных знаний не требуется. Существует разработанный министерством труда перечень, в котором изложены должности, обязательно несущие материальную ответственность. К ним относятся различные завхозы, кассиры, сторожи.
Эти лица будут нести индивидуальную ответственность и в случае недостачи на предприятии будут обязаны возместить ущерб. Работодатель вправе удерживать процент из заработной платы ответственного сотрудника.
Форма распоряжения
Закон не обязывает организации пользоваться единой формой и не предлагает рекомендованных. В таком случае предприятие вправе составить документ самостоятельно в свободной форме с соблюдением общих требований.
Составлением документа занимается сотрудник отдела кадров, бухгалтерии, юридического отдела или секретарь. Подписывает и издаёт приказ непосредственно сам руководитель предприятия. Разработавший документ сотрудник предоставляет директору уже полностью заполненный вариант приказа, который остаётся только заверить подписью. В исключительных случаях директор может написать распоряжение сам, но, как правило, в крупных организациях у руководителя банально не хватает на это времени.
Документ может быть изложен как при помощи компьютерных средств с последующей распечаткой на принтере для заверения его подписями, так и на листе бумаги, от руки. Однако крайне не рекомендуется писать распоряжение ручкой. В силу своей значимости для деятельности предприятия лучше подготовить вариант на компьютере. Документ должен быть изложен на фирменной бланке организации, содержащем её реквизиты.
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Итак, первым делом обратим внимание на шапку распоряжения. В ней обязательно должны быть указаны все необходимые реквизиты: наименование организации в соответствии с учредительной документацией, название настоящего документа с присвоенным ему номером для внутреннего документооборота, дата составления приказа и населённый пункт. Проверив правильность внесённых в шапку данных, можно переходить к основной части документа.
Для примера составим приказ о назначении ответственного лица за электротехническую безопасность. Если закон напрямую обязывает иметь на предприятии ответственное за выбранный вид деятельности лицо, делаем на него ссылку. Это касается пожарной, электротехнической безопасности. В случае, если назначение связано с управленческими особенностями предприятия, отмечаем это в документе.
Далее по документу указываем ФИО ответственного лица и отмечаем вид деятельности, по которому оно будет нести ответственность. В случае установленной законом необходимости подтверждаем наличие у работника квалификации, подкреплённой соответствующим документом (дипломом, сертификатом). Вносим информацию о прохождении работником аттестации с указанием сроков её проведения.
Для назначения ответственного лица этого будет вполне достаточно, но не стоит забывать о том, что работника может не оказаться на рабочем месте по причине болезни или ухода в ежегодный отпуск. В таком случае предприятие окажется без необходимого сотрудника. В целях избегания допущения такой ситуации, следует назначить заместителя, который будет выполнять обязанности в моменты отсутствия ответственного.
Обозначение всех необходимых моментов закончено, а значит, составление документа завершено. Остаётся только его подписать. Лицо, составившее приказ, обязано ознакомить ответственного сотрудника с содержанием настоящего распоряжения. Сделать это можно путём оглашения текста документа вслух или же дать ознакомиться с ним лично. Имеется возможность выслать проект документа на корпоративную электронную почту. Не важно каким способом работник ознакомится с приказом. Ознакомление происходит под подпись. Оставляя свой автограф, работник соглашается с тем, что ему понятно содержание распоряжения.
Руководитель заверяет документ своей подписью в последнюю очередь. Непосредственно после подписания приказ обретает юридическую силу. Копия распоряжения может быть выслана всем заинтересованным лицам.