Претензия продавцу – это самостоятельный документ, направляемый представителю компании-продавца с целью разрешения возникших конфликтов. В материале мы подробно рассмотрим, как правильно составить официальную бумагу, а также направить контрагенту.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Распространение
Под термином «продавец» всегда скрывается лицо, реализующее какую-либо продукцию в своих интересах или в интересах третьего лица. Взаимоотношения продавца и потребителя регулируются не только нормами Гражданского кодекса, но и Законом «О Защите прав потребителей». Так, продавец обязан предоставлять потребителю товар надлежащего качества, соответствующий все ГОСТам, требованиям отдельных федеральных законов. За соблюдением этих обязательств следит специально созданное государственное ведомство – Роспотребнадзор. Именно туда граждане и обращаются по факту нарушения своих прав потребителей с целью восстановления справедливости.
Юридическое значение
Не стоит недооценивать юридическую значимость такой разновидности официальных бумаг как претензии. В отдельных случаях её составление и направление является обязательным этапом соблюдения законности инициации производства. Речь идёт о договорах, заключаемых между контрагентами в рамках гражданско-правовых отношений, ведь именно такие споры подсудны арбитражному суду. Арбитражный процессуальный кодекс обязывает истца соблюсти порядок осуществления попытки досудебного разрешения конфликта мирным путём. Если переговоры не принесли ожидаемых плодов, придётся обращаться в суд.
Досудебное урегулирование
В большинстве случаев обеим сторонам возникшего спора будет выгодно решить его во внесудебном порядке. Так, покупатель сможет разрешить ситуацию как можно скорее, а продавец – уменьшить сумму требования. Дело в том, что по решению суда проигравшая сторона будет обязана уплатить большую сумму, так как в неё войдут всевозможные судебные издержки, госпошлина.
Содержание
Как правило, претензии продавцу всегда связаны с некачественным товаром или нарушением сроков. Напоминаем, что, при написании документа составителю придётся руководствоваться нормами Гражданского кодекса, Закона «О Защите прав потребителей» и иных нормативных актов. Мы рекомендовали бы доверить задачу в руки опытного юриста, особенно, если на кону стоит крупная сумма денег. Если речь идёт о рядовом потребительском споре, глубокие познания в юриспруденции не пригодятся.
Как бы то ни было, заявителю требований в любом случае придётся выложить на бумаге своё правовое видение сложившейся ситуации.
Как отправить
Способ отправки претензии играет не менее важную роль, чем качество её содержания. Дело в том, что суд должен быть уверен в получении контрагентом требований представителя недовольной стороны. Доказательством является одна из нескольких официальных бумаг:
- дубликат претензии с автографом представителя продавца;
- копия квитанции об отправке заказного письма в совокупности с почтовым реестром.
Отсюда опять же вытекает два способа передачи документа контрагенту: лично в руки и посредством услуг Почты России. Мы бы порекомендовали отдать предпочтение именно второму варианту. Это гораздо проще, так как не придётся тратить время на личную встречу, а также заставлять продавца подписывать официальную бумагу.
Форма документа
Претензия относится к разновидности официальных бумаг, призванных урегулировать, упорядочить правоотношения между контрагентами. Именно по этой причине действующее законодательство не заставляет при их составлении использовать общеобязательных унифицированных бланков, документ пишется в свободной форме. В крупных сетевых магазинах в уголке потребителя можно обнаружить чистый бланк и шариковую ручку для заполнения.
Исполнить претензию можно как на чистом листе бумаги формата А4, так и на фирменном бланке предприятия-контрагента. Покупателем может выступить и юридическое лицо. Текст официальной бумаги допускается написать двумя способами: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, а также на компьютере при помощи офисного ПО и принтера. Оба варианта повсеместно применяются на практике, имеют право на существование.
Объясняем, как правильно составить претензию
В первую очередь необходимо расставить все точки над «i» в вопросах получателя и отправителя. В правом верхнем углу листа бумаги выделяем немного места, прописываем ФИО руководителя компании-продавца, занимаемую им должность, а также полное название фирмы (в дательном падеже). Здесь же, но уже в родительном падеже, обозначаем аналогичный набор сведений о себе и своём предприятии. Если заявителем является физическое лицо, оставляем его место прописки.
Следующим шагом указываем дату и место составления официальной бумаги. Это довольно важно, ведь сроки в гражданском праве и процессе играют большую роль. Далее по документу описываем сложившуюся ситуацию так, как её видит покупатель. У продавца ещё будет возможность изложить свою точку зрения.
Затем прописываем слово «требую», по пунктам перечисляем все имеющиеся требования. Если к документу прикрепляются какие-то официальные бумаги, оформляем их в качестве приложений.
Примерный образец
На этом моменте задачу по составлению претензии можно считать практически завершённой. Осталось лишь заверить её подписью руководителя компании-покупателя, ведь по умолчанию только он имеет право действовать от лица предприятия. Оставлять оттиск фирменной печати необязательно.
По истечении 30 дней, если ответа не последовало, можно смело обращаться в государственные инстанции. Если спор носит исключительно потребительский характер, пишем жалобу в Роспотребнадзор.