Претензия по возмещению затрат на лечение – это документ, с которым пострадавшее лицо может обратиться в адрес причинителя вреда, выставить ему требования по части компенсации затрат на лечение. Сегодня мы расскажем, какими законодательными нормами следует руководствоваться при формировании подобного обращения, как правильно рассчитать сумму компенсации, что делать, если требования отказываются удовлетворять или вовсе не отвечают на претензию.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Причинение вреда здоровью
Причинение вреда здоровью может произойти как в рамках исполнения договорных обязательств между лицами, так и в рамках бытовой жизнедеятельности гражданина. Никто не застрахован от попадания в ДТП, падения зимой на льду или иного другого инцидента, неблагоприятно сказывающегося на состоянии здоровья. Законодатель предусмотрительно ввёл в Гражданский кодекс Российской Федерации 1085 статью, позволяющие участникам процесса требовать с причинителей вреда денежные средств на компенсацию затрат на лечение.
Данная статья ГК РФ распространяет своё действие практически на все разновидности причинения вреда здоровью. Это может быть отравление в кафе, дорожно-транспортное происшествие, падение в торговом центре в результате остановки эскалатора, неловкое движение врача и так далее. В любом случае, если в результате действий/бездействия лица вам пришлось приобретать лекарства для лечения, вы имеете полное право выставить ему счёт.
Претензия как документ
Претензия как деловой документ представляет собой обращение от одного участника гражданского процесса к другому с требованиями. В нашем случае требования будут касаться выплаты денежных средств на лекарства. В некоторых правоотношениях составление и направление претензии будет являться обязательным фактором для дальнейшего обращения в суд общей юрисдикции с исковым заявлением. Причинение вреда здоровью к таким правоотношениям не относится, а значит, мы можем сразу же обратиться в суд с иском, попытаться взыскать деньги в судебном порядке. Претензия – это попытка разрешить конфликт мирным путём, в ускоренном порядке.
Судебный процесс может тянуться долгие месяцы, в то время как в рамках претензионного разбирательства споры разрешаются куда быстрее. Безусловно, в случае с претензией всё будет зависеть от добросовестности причинителя вреда. Если лицо отказывается признавать свою вину или считает выставленную вами сумму завышенной, без суда решить вопрос не выйдет.
Сумма требований
Сумма требований по основанию компенсации затрат на лечения должна соответствовать той сумме, которую вы фактически затратили или должны затратить. В первом случае всё понятно: сохраняем чеки из аптек и клиник, сканируем их, считаем сумму, прописываем в претензии, прикрепляем ксерокопии документов. Во второй ситуации всё не так просто, как в первой, ведь нам придётся проводить анализ рыночных цен на лекарства и процедуры. Более того, затребовать компенсации денег можно лишь за те товары, которые вам назначил врач. Если вы решили приобрести более дорогие аналоги, придётся оплачивать их из своего кармана.
В качестве дополнительного требований к возмещению затрат на лечение мы может затребовать компенсации причинённого морального вреда. Размер компенсации определяет исключительно сам заявитель, ориентируясь на свои внутренние переживания, личную оценку причиненного вреда. Как показывает практика, суды удовлетворяют суммы от одной до пяти тысяч рублей, однако каждая ситуация индивидуально.
Объясняем, как составить претензию «на пальцах»
Претензия как деловой документ составляется по той же формуле, что и судебное исковое заявление, а значит, состоит из шапки, основного содержательного блока (мотивировочной части), обращения к другому лицу (просительной части), реквизитов. Разберемся, как не допустить банальных ошибок при оформлении.
В шапке мы в дательном падеже пропишем ФИО лица, которому адресуется претензия, а также наименование организации, если причинителем вреда выступало юридическое лицо. Чем больше идентификаторов адресата вы укажете, тем лучше. Допускается оставлять серию и номер паспорта, ИНН, ОГРН, юридический адрес и так далее. О себе гражданин прописывает ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Не забываем оставить номер сотового телефона в качестве средства обратной связи.
Ниже по документу утверждаем, что в результате действий/бездействия адресата претензии был причинен вред вашему здоровью. Разъясняем обстоятельства, при которых это произошло, ссылаемся на факты, документы. В качестве главного доказательственного документа выступит справка из больничного учреждения.
Затем обозначим, что для восстановления здоровья вы были вынуждены приобретать те или иные лекарства, посещать клиники. Если для лечения вам потребовалось посещать другие регионы, включаем в сумму требований и транспортные расходы, прилагаем чеки с заправок или билеты на общественный транспорт.
В завершение работы с документом мы обращаемся к адресату претензии, выставляем требования по части компенсации затрат на лечение. Все денежные суммы, которые мы будем требовать, должны чем-то подтверждаться, на чем-то основываться. В обязательном порядке заверяем итоговый вариант претензии своей подписью, ставим дату её оформления. Теперь, когда обращение полностью сформировано, можно передавать его на рассмотрение. Если в течение тридцати дней ответа так и не последует, приступаем к формированию искового заявления в суд.
Примерный образец