Претензия на возврат подарочного сертификата – это документ, с которым вправе обратиться к организации нынешний владелец сертификата с целью обменять его на номинальные денежные средства. Сегодня мы расскажем о юридическом значении претензии в потребительском споре, рассмотрим судебную практику по данному вопросу, а также приведём инструкцию по составлению официальной бумаги.

Файлы для скачивания:

Подарочный сертификат

Подарочный сертификат представляет собой что-то вроде купона, заменяющего собой энное количество денежных средств. Так, сертификаты используются практически всеми магазинами, от продуктовых до рыбацких, ведь это крайне удобный способ подарить человеку подарок на какой-то праздник. Предполагается, что гражданин сможет самостоятельно выбрать нужный себе товар, при необходимости доплатив.

Сертификат имеет определённый номинал, стоимость. Если человек, например, решит приобрести товар за 800 рублей, а его сертификат имеет ценность в 1000 рублей, продавец будет обязан сдать сдачу. Как показывает практика, недобросовестные продавцы всеми правдами и неправдами пытаются убедить потребителя, что его сертификат «сгорит», если не использовать его полностью. Такое утверждение можно назвать неверным, в корне противоречащим действующему законодательству. В том случае, когда продавец не сдал вам сдачу и забрал сертификат, вы имеете полное право выставить претензию о неосновательном обогащении.

В силу невысокой юридической грамотности граждан продавцы нередко пытаются их обмануть, пусть даже под угрозой привлечения к гражданской или административной ответственности. Сертификат – это именно тот предмет, вокруг которого крутится множество споров, мифов.

Возврат сертификата

Рассмотрим возврат подарочного сертификата с практической точки зрения. В этом нам помогут положения Гражданского кодекса РФ о договоре купли-продажи, а также статьи Закона «О защите прав потребителей». Предполагается, что сертификат представляет собой аванс, полученный магазином за совершение будущей сделки. В силу того, что сама сделка ещё не состоялась, так как продавец не исполнил свою часть соглашения, то есть не передал товар покупателю, последний имеет право отказаться от её совершения. Согласия продавца получать не нужно, он обязан возвратить полученные в качестве аванса денежные средства. В силу того, что речь идёт о потребительских правоотношениях, никакой неустойки или штрафа для покупателя не будет.

Зачастую продавцы отказываются принимать сертификаты назад, сетуя на то, что они не подлежат возврату. В таком случае покупатель имеет полное право обратиться к такому магазину с претензией, а затем и в суд с исковым заявлением.

Юридическое значение претензии

Закон «О защите прав потребителей» не выделяет стадию досудебного разрешения спора в качестве обязательной, тем не менее мы бы не советовали её пропускать. Всё дело в том, что мирное решение конфликта имеет ряд преимуществ для обеих сторон.

Основной плюс – это сроки. Судебная тяжба по потребительскому спору будет длиться по меньшей мере месяц-полтора, ведь орган правосудия должен будет принять ваш иск к производству, провести ряд судебных заседаний и так далее. Если весь сыр-бор из-за тысячи рублей, стороны вряд ли готовы уделить процедуре достаточно времени и сил.

Более того, если магазин получит от вас письменную претензию, то его представители заметно насторожатся. Одно дело – отказать покупателю в устной форме, но совершенно другое сделать то же самое, но в письменной, заверив документ своим автографом. На этом этапе большинство продавцов начинают осознавать всю серьёзность происходящего, соглашаются оформить возврат.

Инструкция по составлению претензии

Начинаем составление претензии с заполнения первого смыслового элемента, шапки. В правом верхнем углу листа бумаги потребуется прописать, кому она подаётся, от кого. Для этого обозначим сведения о магазине-продавце, переписав их из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Нас будут интересовать: название организации, ФИО и должность ответственного лица; юридический адрес. Затем оставим свои ФИО, серию и номер паспорта, номер телефона для обратной связи. Дату составления можно не обозначать, так как сроки рассмотрения будут отсчитываться с момента получения претензии, её регистрации в качестве входящего.

Ниже по документу обозначаем, что у вас на руках имеется сертификат определённым номиналом. Совершенно неважно, приобретали ли вы его или получили в подарок. Факт в том, что в настоящий момент именно вы являетесь владельцем настоящего сертификата. Следующим шагом выражаете своё желание возвратить его в магазин, получив обратно денежную сумму, эквивалентную его номинальной стоимости. Ссылаться на положения действующего законодательства необязательно, но лишним не будет. В качестве таковых документов в нашем случае послужат ГК РФ и Закон «О защите прав потребителей».

В завершение документа обращаемся к руководству магазина, требуем забрать сертификат обратно, возвратить вам уплаченные за него денежные средства. В теории у вас могут попросить предоставить чек, однако 5 статья потребительского закона позволяет обойтись и без него. Таким образом отказ со ссылкой на отсутствие чека будет неправомерным, его можно обжаловать в Роспотребнадзор.

Примерный образец

Заверяем официальную бумагу автографом, передаём на рассмотрение. Если в течение десяти календарных дней ответа так и не последовало, можно подавать иск в суд. Напоминаем, что госпошлина при подаче потребительского искового заявления не уплачивается.