Акт на выбытие животных и птицы – это документ, составляемый при забое, прирезке и падеже. Процедура всегда оформляется составлением определённых официальных бумаг.

Файлы для скачивания:

Выбытие животных

Выбытие животных оформляется в случае их забоя, прирезки или падежа. При чем речь может идти как о плановом выбытии, так и о внеплановом. Животные подвержены различным заболеванием. В соответствии с заключением ветеринара процедура может оформляться внепланово.

Роль акта

Роль акта тяжело переоценить. Он может применяться для достижения различных целей:

  • во-первых, документ составляется для ведения бухгалтерского учёта. Животные являются объектами основных средств, следовательно, все процедуры, производимые в их отношении, должны иметь документальное сопровождение. На основании акта животных можно будет списать;
  • во-вторых, официальная бумага станет основанием для оприходования полученной после выбытия продукции. Как правило, речь идёт о мясе, шерсти, коже и других материалах. Полученная продукция поступает на склад фирмы под ответственное хранение одного из сотрудников;
  • в-третьих, акт может послужить основанием для привлечения сотрудника к материальной ответственности или применения к нему дисциплинарного взыскания. Дело в том, что животные закрепляются за ответственными лицами, которые обязаны за ними ухаживать. Если ветеринар заключит, что выбытие стало вынужденным по вине ответственного сотрудника, администрация компании сможет принять советующие меры.

Процедура

Непосредственно перед оформлением акта выбытия необходимо составить и заверить акт на выбраковку животных из основного стада. Это необходимо для соблюдения законности процедуры, а также «чистоты» бухгалтерского учёта.

Процедура всегда осуществляется коллегиально. В состав комиссии обязательно должны войти следующие лица:

  • заведующий фермой;
  • врач-ветеринар;
  • лицо, ответственное за животное;
  • зоотехник.

Кадровый состав может расширяться в зависимости от типа выбывающего животного. Например, в случае забоя свиней обязательно присутствие чабана. Отметим, что акт в обязательном порядке должен составляться непосредственно в день падежа. Заверенный подписями членов комиссии документ передаётся руководству фирмы на утверждение. Только после этого официальная бумага доберётся до бухгалтерии, а главбух сможет осуществить необходимые учётные мероприятия.

Забой по вине работника

Как уже было сказано выше, работники несут за животных материальную ответственность. Закон определяет порядок взыскания: стоимость забитых животных дооценивается до рыночной и взыскивается с сотрудника в установленном порядке. Напоминаем, что Трудовой кодекс запрещает удерживать из заработной платы подчинённых более двадцати процентов от их заработной платы.

Оприходование продукции

В случае получения после забоя полезной продукции она подлежит оприходованию предприятием. Для этих целей составляется отдельный документ – накладная, в которой расписывается материально ответственное лицо. В акте указываются цели использования продукции.

Форма документа

На сегодняшний день органы государственной власти позволяют оформлять всю бухгалтерскую учётную документацию в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Однако некоторые предприятия продолжают пользоваться готовыми шаблонами. В нашем случае речь пойдёт о форме СП-54, разработанной и утверждённой Постановлением Госкомстата. Бланк удобен для заполнения.

Заполнить форму можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор лежит на плечах председателя комиссии. Отметим, что способ изложения текста ни коим образом не может отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике ответственный работник имеет под рукой чистый бланк для заполнения и вносит в него сведения от руки.

Объясняем, как правильно заполнить бланк

По своей структуре форма СП-54 состоит из двух страниц, вторая распечатывается на оборотной стороне. Первая страница посвящена непосредственно забою животных, а вторая оприходованию продукции и её использованию.

Начать заполнение следует с реквизитов. В шапке документа указываем полное наименование компании со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО), отделение и номер фермы. В табличке справа отмечаем дату составления официальной бумаги и код организации в соответствии с классификатором. Присваиваем акту уникальный номер для документооборота в фирме и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел.

Ниже по документу берёт своё начало основная часть, выполненная в виде таблицы. В ней необходимо указать:

  • группу животных, птицы;
  • клички или инвентарные номера выбывающий животных;
  • пол, возраст, упитанность и количество голов;
  • живую массу и балансовую стоимость скота;
  • причину выбытия;
  • фамилию и подпись ответственного за животных лица.

В качестве приложения к акту обозначается составленный ранее акт на выбраковку из общего стада. Первую страницу официальной бумаги заверяют своими подписями (с расшифровкой) все члены комиссии.

Оборотная сторона заполняется в случае оприходования продукции. Здесь отмечается:

  • какая именно продукция принимается на склад;
  • общая масса;
  • цена и стоимость продукции;
  • цели использования продукции.

Ссылаемся на накладную, указываем ФИО ответственного за хранение работника. Обычно это заведующий складом или кладовщик. На документе должен появиться его автограф.

На этом процесс составления акта окончен. Как только все подписи будут проставлены, официальная бумага передаётся на рассмотрение руководству фирмы. Крайне важно сделать всё за один рабочий день. Так бухгалтер сможет своевременно произвести необходимые учётные процедуры. Выбывших животных необходимо списать, а полученную продукцию записать на баланс.