Акт на передачу, закупку сотка и птицы по договорам – это официальная бумага, которой сопровождаются сделки с гражданами по купле-продаже животных. Процедура всегда оформляется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт не является самостоятельным документом, а выступает приложением к заключённому с гражданином договором купли-продажи животных. Речь может идти об откорме, выращивании или реализации. В любом случае документ имеет своей целью отразить движение объекта, записать в имущество предприятия или наоборот списать с баланса животных. Этот аспект официальной бумаги раскрывает её как бухгалтерский учётный документ. Вместе с заключённым между контрагентом соглашением составляются также акты на оприходование или выбытие животных.

Процедура

Процедура составления акта на передачу, закупку животных по договору всегда осуществляется коллективно. На предприятии в соответствии с распоряжением его руководителя формируется комиссия, состоящая из заведующего фермой, зоотехника и ветврача. Сотрудники должны будут осмотреть животных, завесить их, определить возраст, цену за единицу и общую стоимость. Ветврач делает заключение о состоянии здоровья. Если контрагентов всё устраивает, акт подписывается и прикладывается к договору.

В процедуре также принимает участие материально ответственное лицо, которое в свою очередь передаёт или наоборот принимает животное под свою ответственность. В случае гибели оного работнику придётся возместить соответствующие убытки. При чём речь идёт об исчислении потерь исходя из рыночной стоимости.

Кто актирует процесс

Закон не содержит чёткого указания на конкретного сотрудника, в чьи обязанности должно войти составление акта. Этот вопрос решается непосредственно на месте в индивидуальном порядке. Обычно написанием документа занимается бригадир как наиболее квалифицированное в вопросах учёта лицо. Отметим, что работник безусловно должен обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, чтобы не допустить критических ошибок при заполнении формы.

Форма документа

На сегодняшний день любая учётная бухгалтерская официальная бумага может быть составлена в свободной форме без использования общеобязательных унифицированный бланков, акт на передачу, закупку скота и птицы по договорам не является исключением. До 2013 года предприятия, занимающиеся сельским хозяйством, были вынуждены использовать разработанную и утверждённую Постановлением Госкомстата в 1997 году форму СП-46. В настоящий момент бланк носит рекомендательный характер, выступая типовой отраслевой формой, однако многие компании по сей день продолжают его использовать в силу привычки и удобства в работе.

Отметим, что для использования формы СП-46 её необходимо предварительно утвердить в учётной политике в целях бухгалтерского учёта. В противном случае сделка может быть признана незаконной, а бухгалтер не сможет осуществить необходимые учётные процедуры.

Заполнить бланк можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки или в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Этот момент решается составителем с учётом мнения своих коллег. Вне зависимости от способа изложения текста официальная бумага будет в любом случае обладать юридической силой при условии подписания всеми участниками процедуры. На практике работники заранее подготавливают чистый бланк и вносят в него данные вручную по ходу проведения мероприятия.

Правила работы с типовыми формами

При работе с типовыми формами необходимо соблюдать определённые правила, продиктованные Законом «О бухучёте», сложившиеся в ходе многолетней практики (в том числе и судебной). Речь идёт о следующих моментах:

  • если был выбран рукописный способ заполнения бланка, чернила должны быть одного цвета;
  • автографы участников процедуры обязательно должны быть расшифрованы;
  • если форма предусматривает обозначение денежных сумм с учётом копеек, не стоит это игнорировать;
  • если в заголовке столбца таблицы уже прописаны единицы измерения, не нужно их дублировать в клеточках;
  • нельзя оставлять в бланке неточности и опечатки. В случае допущения ошибки следует аккуратно зачеркнуть неверное положение, рядом прописать корректное, сделать отметку «исправленному верить», указать дату внесения изменений и заверить правки подписями членов комиссии.

Объясняем, как заполнить форму СП-46 «на пальцах»

Форма СП-46 состоит из двух страниц, вторая из которых выполняется на оборотной стороне бланка. Членам комиссии придётся заполнить каждую из них.

Начать следует с реквизитов. Первым делом отметим, что форма СП-46 закреплена в учётной политике (дата, подпись руководителя). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) его составления. Затем прописываем сведения об организации:

  • полное наименование предприятия со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ООО);
  • отделение, ферма;
  • код предприятия в соответствии с классификатором.

Ниже по документу ссылаемся на заключённый с гражданином договор, отмечаем, какая именно была произведена процедура (передача, продажа, закупка), указываем ФИО контрагента, адрес его места жительства. В завершение первой страницы обозначим цель совершения сделки (реализация, выращивание и так далее).

Переходим ко второй странице формы СП-46. Здесь необходимо заполнить таблицу, содержащую сведения о животных (количество, масса, цена стоимость). Сразу под таблицей ветврач даёт заключение о состоянии здоровья.

На этом процесс составления акта подходит к своему завершению. Своими автографами (с расшифровкой) его должны заверить все участники мероприятия, в том числе и материально ответственное лицо. Подписанный документ передаётся на утверждение руководителю организации, а затем и в бухгалтерию.