Доверенность на представление интересов юридического лица – это официальная бумага, наделяющая одного из сотрудников организации правом действовать от её имени, в её интересах. В материале мы подробно рассмотрим разновидности доверенностей, расскажем, кто их оформляет, разберём правила составления.

Файлы для скачивания:

Доверенность в жизни организации

Юридическое лицо действует на основании устава, в котором, в том числе, закрепляется список лиц, обладающих полномочиями действовать от лица организации. Как правило, в него входит один или два человека. Это генеральный директор, его заместитель. В силу того, что один человек не способен осуществлять взаимодействие со всеми контрагентами и государственными структурами, предприятия и прибегают к оформлению доверенностей.

Официальная бумага позволит подчинённым действовать от лица организации в отдельных ситуациях по определённым вопросам. Конкретный перечень полномочий устанавливается в тексте доверенности. Выходить за его рамки доверенное лицо не вправе. В противном случае придётся нести ответственность перед работодателем и законом.

Разновидности доверенностей

Как уже было сказано выше, конкретный перечень прав определяется по решению руководителя компании, фиксируется в тексте документа. Исходя из этого, можно выделить три разновидности доверенностей:

  • генеральная;
  • ограниченная;
  • единоразовая.

Рассмотрим каждую из них поподробней. Генеральная доверенность предполагает широчайший спектр полномочий по всем направлениям деятельности. Обычно она оформляется на имя заместителя директора, начальника структурного подразделения.

Ограниченная позволяет реализовывать полномочия в определённых рамках. Например, юристу компании будет достаточно лишь права представления интересов компании в суде и получения соответствующей документации в государственных органах.

Единоразовая выдаётся на одно конкретное поручение, утрачивает юридическую силу по факту его исполнения.

Кто составляет

Правовая регламентация правоотношений, связанных с оформлением и использованием доверенностей, приводится в статьях 185, 186, 187 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, поручить задачу по составлению официальной бумаги рекомендуется квалифицированному юристу, имеющему определённый опыт работы. Некомпетентный сотрудник сможет допустить критические ошибки, которые приведут к тому, что у доверенного лица будет гораздо больше полномочий, чем предполагалось изначально.

Как бы то ни было, финальный вариант в любом случае должен попасть на стол директора для заверения автографом. Руководитель ещё раз проверяет документ, утверждает его.

Сроки

Ранее по тексту мы уже немного коснулись темы сроков, определив, что доверенность может выдаваться на одно конкретное поручение. Однако в большинстве случаев официальная бумага оформляется на определённый срок. Закон устанавливает его в виде одного календарного года. Всё, что выходит за указанные рамки, будет признано незаконным. Если период не был обозначен вовсе, считается, что доверенность оформлена на год.

Форма документа

Несмотря на то, что Гражданский кодекс подробнейшим образом регулирует оформление и использование доверенностей, он не предъявляет никаких требований к их форме, не заставляет пользоваться общеобязательными унифицированными бланками. Все документы из данной группы могут быть написаны в свободной форме. Организации, на регулярной основе доверяющие полномочия, могут разработать свой уникальный шаблон. Это сэкономит определённое количество времени, сделает документооборот более единообразным.

Доверенность принято составлять на фирменном бланке организации. На нём по умолчанию прописаны реквизиты компании, что опять же сэкономит время сотрудников. Если такового не оказалось в наличии, допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, обозначив данные о предприятии вручную.

Исполнить текст можно как в печатном виде при помощи компьютера и соответствующего ПО, так и в рукописном с помощью синей или чёрной шариковой ручки. Использовать карандаш нельзя, так как он имеет свойство стираться, а чернила достаточно плотно въедаются в бумагу. Доверенность будет обладать юридической силой вне зависимости от выбранного способа. Также отметим, что все автографы, оставленные в документе, должны быть «живыми», то есть прописанными собственноручно. Это означает, что даже машинописную версию в любом случае придётся распечатать на принтере.

Рассказываем, как правильно составить доверенность

В первую очередь необходимо в шапке документа прописать его наименование, оставить дату и место составления. Далее по тексту мы указываем, кто выступает доверителем и доверенным лицом. Для юридического лица потребуется указать его полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму, дату постановки на учёт в ИФНС, ОГРН, ИНН, юридический адрес, ФИО руководителя компании, занимаемую им должность, уполномочивающую на выдачу доверенностей бумагу (устав общества). Затем обозначаем ФИО и должность доверенного лица, его паспортные данные (серия, номер, прописка, кем и когда выдан).

Ниже по документу берёт своё начало блок, в котором мы будем перечислять перечень полномочий. Всё зависит от конкретного поручения и места подчинённого в иерархии фирмы. В качестве примера оформим доверенность на юриста, позволяющую ему единоразово представить интересы в суде.

Примерный образец

Работа с доверенностью подходит к завершению. Остаётся лишь удостоверить подпись доверенного лица автографом руководителя организации с расшифровкой (фамилия и инициалы), оттиском фирменной печати компании. Как только эти подтверждающие символы найдут своё место на бумаге, документ можно считать полностью готовым, он обретёт юридическую силу. Передаём доверенность подчинённому.