Досудебная претензия по договору оказания услуг – это документ, с которым одна сторона соглашения может обратиться к другой, предъявить свои требований по части исполнения условий сделки. В рамках настоящего текста мы рассмотрим, по какому основанию можно заявить подобную претензию, кто может выступить заявителем требований, как правильно сформировать официальную бумагу и передать её на рассмотрение контрагенту.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Договор оказания услуг
Договор оказания услуг Гражданским кодексом Российской федерации признаётся возмездным соглашением, то есть здесь всегда будет фигурировать плата. Так, заказчик оплачивает услуги, предоставляемые исполнителем, в том порядке и той сумме, о которой они условились на этапе обсуждения условий сделки. Как правило, договор оказания услуг может подразумевать две схемы оплаты: сдельную и абонентскую.
В первом случае оплата будет зависеть от того, какой объем работы проделал исполнитель. Лицо ведёт учётные документы, декларирует каждое совершенное действие, а в конце расчетного периода предъявляет заказчику для ознакомления и произведения расчёта.
Абонентский договор хоть и выделяется Гражданским кодексом в качестве обособленной разновидности сделок, однако по общему смыслу закона является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Здесь заказчик стабильно по определённым числам каждого месяца передаёт исполнителю денежные средства, а тот в течение всего периода оказывает определённые услуги. В частности, в таком формате происходит оплат некоторых услуг ЖКХ (вывоз ТКО, уборка помещений общего пользования и так далее), связи и многих других.
Обращение с претензией
Претензия представляет собой официальную бумагу, до которой дело доходит лишь в тех случаях, когда одна из сторон исполняет взятые на себя обязательства ненадлежащим образом. Причем это может быть как заказчик, так и исполнитель. В частности, заказчик может не оплатить услуги, а исполнитель – их не оказать. Здесь всё будет зависеть от конкретной ситуации и предмета соглашения, условий заключённой сделки.
Вопрос о необходимости заявления претензии разрешается, исходя из того, между кем заключен договор. В большинстве случаев соглашение заключено между субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями, организациями. В таком случае без претензии обойтись не выйдет, ведь, если дело дойдёт до суда, орган правосудия не примет иск без соблюдения претензионного порядка. Об этом нам говорит Арбитражный процессуальный кодекс.
Что требовать
В тех случаях, когда заявителем претензии выступает заказчик, он вправе требовать от исполнителя выполнить свою часть сделки надлежащим образом. Так, например, заказчик может остаться недоволен качеством оказанных услуг. По общему смыслу правоотношений услуги, оказанные контрагенту, должны отвечать критерию надлежащего качества. Если стороны не смогли по итогу договориться о итоговом качестве, не остаётся ничего, кроме как заявить претензию и в дальнейшем перевести спор в судебном порядке.
Когда инициатива обращения с претензией исходит от исполнителя, он, чаще всего, требует выплатить положенные ему по условиям сделки денежные средства. Часто заказчики начинают юлить, уклоняясь от исполнения взятых на себя обязательств.
Форма документа
Несмотря на то, что досудебная претензия по договору оказания услуг в некоторых случаях является обязательным документом для последующего обращения в орган правосудия, процессуальный закон не предусмотрел для её формирования каких-либо общеобязательных унифицированных бланков или даже шаблонов. Таким образом складывается ситуация, когда любой гражданине или представитель организации имеет возможность сформировать официальную бумагу в свободной форме, руководствуясь лишь общими правилами делового документооборота. Если разобраться получше, станет очевидно, что претензия и исковое заявление крайне схожи между собой не только по смыслу обращения (и там, и там одно лицо предъявляет другому требования), но и по структуре самого документа. Обе бумаги будут состоять из шапки, описательно-мотивировочной части и блока с выдвижением требований.
Оформить досудебную претензию допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и отдав предпочтение машинописным средствам. Безусловно, печатным вариант видится более приоритетным, так как значительно проще для ознакомления с его содержанием.
Инструкция по составлению претензии
В шапке претензии потребуется указать, кому и от кого она подаётся. Для физлица мы обозначим его ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, а для юрлица – полное наименование компании со ссылкой на организационно-правовую форму, ФИО и должность руководителя, ИНН, ОГРН. Если между сторонами заключён договор, вся информация в нём уже прописана, можно взять её оттуда.
Ниже по документу ссылаемся на заключённый между сторонами договор возмездного оказания услуг со ссылкой на дату его подписания, уникальный номер, присвоенный при заключении сделки. Далее по тексту кратко разъясняем его условия: стороны, предмет, порядок оплаты, отдельные пункты, касающиеся претензионного порядка, неустойки.
Следующим шагом обращаемся к представителю контрагента, выдвигаем свои законные требование. Если речь идёт о взыскании денежных средств, прикладываем документы, свидетельствующие об образовании задолженности, на основании которых произведён расчёт.
Примерный образец