По итогу выполнения подрядчиком работ, заказчик осуществляет их приёмку, оценивая их качество, выполнение их в срок, сумму к оплате и другие моменты. В таком случае составляется специальный документ – акт приёмки выполненных работ.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Что это за документ
Такой акт является документом первичного порядка, подтверждающим факт выполнения подрядчиком работ в полном объеме и отсутствие у заказчика претензий к подрядчику по выполненным работам. Актом приёмки выполнения работ исполнитель отчитывается перед подрядчиком за проделанные им работы. После подписания этого документа, заказчик сможет предъявить свои претензии и требования только в судебных органах. Акт является приложением к основному договору, по которому проводились выполненные работы (договору подряда).
Практическое значение акта
Акт составляется в ходе приёмки заказчиком выполненных работ и является итоговым документом приёмки. В нём отражаются все виды выполненных подрядчиком для заказчика работ, их объем, характер, итоговая стоимость, сроки выполнения работ. Акт необходимо составлять для официального подтверждения окончания работ по договору подряда. Также оплата выполненных работ осуществляется на основании суммы, указанной в акте приёмки. Правильно составленный акт приёмки поможет контрагентам избежать проблем, которые могли бы возникнуть в случае его отсутствия.
Согласно налоговому законодательству, акт приёмки также играет важную роль. Документ является основанием для учёта расходов предприятия. В случае отсутствия акта приёмки у организации могут возникнуть проблемы с налоговым органом относительно неучтённых расходов.
Особенности составления
Законодательными нормативными актами не зафиксировано единой формы такого акта, но существуют две предложенные Госкомстатом в соответствующем Постановлении официальные формы, по которым подрядчик может отчитаться о выполненных работах. Это формы КС-2 и КС-3. Однако такие формы подойдут не для всех видов работ.
Отсутствие единой официальной формы означает возможность самостоятельно составить бланк, соблюдая общие требования, предъявляемые к составлению документов. Акт можно составить на листе бумаги формата А4, как при помощи компьютерных средств, так и от руки. Организации могут составить единую для своего внутреннего документооборота форму такого документа и пользоваться ей на постоянной основе.
Инструкция по составлению акта приёмки
Составление любого документа всегда начинается с преамбулы. Преамбула договора является стандартной для всех документов и должна содержать следующие положения:
- число, месяц и год составления акта;
- ссылка на основной договор, по которому подрядчик осуществлял для заказчика работы с указанием его реквизитов
- место составления акта;
- полное наименование организаций-контрагентов с указанием ответственных и уполномоченных (уставом, доверенностью и т.д.) на заключение и подписание договора лиц.
Так должна выглядеть преамбула договора:
Г. Курган 2 апреля 2024 года
ОАО «МатильдаПлюс» ОГРН 4587932145697, ИНН 125478932541 в лице старшего юриста Подолько Валентина Денисовича, действующего на основании генеральной доверенности от 01.04.2024 г., с одной стороны, и
ООО «РизоттоФэмэли» ОГРН 1475896325410 ИНН 478962014520 в лице ген. Директора Вахрушева Ивана Олеговича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, составили акт о нижеследующем:
Основная часть акта
В основной части документа необходимо указать следующие обязательные и важные для сторон договора моменты, такие как:
- указать на завершение проделанных подрядчиком работ, указанных в договоре подряда;
- повторно указать ссылку на договор с указанием его реквизитов, по которому непосредственно проводились уже выполненные работы;
- зафиксировать сроки выполнения работ, были ли работы выполнены в установленный договором подряда срок;
- отметить количество составленных экземпляров акта и для кого они предназначены;
- отметить виды выполненных подрядчиком работ, их объём, стоимость (с учётом НДС). Эта часть документа оформляется в виде таблицы;
- также после таблицы следует повторно указать стоимость проделанных работ в отдельном пункте акта в буквенном виде. Такой ход подтвердит правильность указанной в таблице суммы, предотвратив возможною опечатку или недобросовестность контрагента. Написание чисел буквами имеет приоритет перед цифровой формой при возникновении споров.
Основная часть договора должна выглядеть следующим образом:
1.Исполнителем по договору подряда №654/А от 02.03.2022 г. Были выполнены следующие работы:
2. Работы выполнены на общую сумму (с учётом НДС) двадцать пять тысяч двести рублей.
3. Качество выполненных работ отвечает стандартам качества.
4. Заказчик по результатам выполненных работ претензий к подрядчику не имеет.
5. Настоящий акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из договаривающихся сторон.
Таблица может выглядеть иначе в зависимости от вида и объёма выполненных работ. Например, какой-то вид работы может быть выполнен дважды. В таком случае необходимо будет добавить пункт о количестве выполненных работ.
Далее по документу следуют подписи контрагентов ответственными и уполномоченными на то своими организациями лицами. Печать организации ставить не обязательно.
Если заказчик имеет претензии к исполнителю по качеству выполненных работ, в акте об этом делается дополнительная отметка и оформляется отдельный акт с замечаниями. В таком случае подрядчик будет обязан исправить изложенные в акте недостатки и провести сдачу выполненных работ заказчику. Также при наличии недочётов в работе заказчик может всё равно принять работу, но с внесением изменений в сумму оплаты выполнения работ, по поводу чего также составляется новый акт приёмки с указанием этого момента.
К акту также необходимо приложить копии документов, ссылки на которые были в нём указаны. В нашем случае это был договор подряда.