МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. N 461-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГОДОВ

В целях повышения эффективности применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах дорожного хозяйства, повышения качества дорожных работ и реализации единой научно-технической политики органами управления дорожного хозяйства:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016 - 2020 годов (далее - Стратегия).

2. Руководителям федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, руководствоваться положениями Стратегии на стадии разработки предложений в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства, планирования дорожных работ, а также при формировании заданий на проектирование нового строительства (реконструкции), капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

3. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (А.В. Бухтояров) при планировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организовать реализацию мероприятий и учет достижения целевых показателей, предусмотренных Стратегией.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя И.Г. Астахова.

Руководитель
Р.В.СТАРОВОЙТ

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО
АГЕНТСТВА НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГГ.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р), поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О совершенствовании сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации" (Новосибирск, 8 октября 2014 года) и реализации поручений Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России ключевой задачей транспортного комплекса является переход к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития, что требует адекватных стратегических решений по инновационному развитию дорожного хозяйства на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В настоящее время потребность в инновационном развитии дорожного хозяйства продолжает определяться влиянием следующих фундаментальных факторов:

- рост численности парка транспортных средств, увеличение доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками и грузовых автомобилей с повышенными осевыми нагрузками требует пересмотра требований к основным потребительским свойствам автомобильных дорог;

- высокая автомобилизация и подвижность населения, интенсивность движения транспортных потоков способствуют существенному увеличению уровня загрузки дорог и появлению транспортных заторов, особенно в зонах влияния крупных городов, это требует ускоренного развития автомагистралей и скоростных дорог, отвечающих международным стандартам развития и строительства, применения усовершенствованных систем организации дорожного движения;

- значительная стоимость основных дорожно-строительных материалов, современной высокопроизводительной техники при одновременном повышении требований к соблюдению межремонтных сроков требует совершенствования механизмов ценообразования в дорожном хозяйстве;

- распространение новых (в том числе зарубежных) технологий при строительстве и эксплуатации дорог влечет за собой рост требований к качеству производства дорожных работ с учетом региональных особенностей Российской Федерации;

- масштабное строительство местных дорог для соединения населенных пунктов с опорной сетью дорог требует ускоренной разработки и применения экономически оправданных технологий и материалов (главным образом, местных), подготовки обновленных стандартов проектирования, строительства и эксплуатации таких дорог;

- приоритет учета требований обеспечения безопасности дорожного движения, доступности транспортной среды и экологических норм в дорожном строительстве.

Влияние указанных факторов требует от дорожного хозяйства развития на инновационных принципах.

В современных экономических условиях эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени будет определяться научно-техническим прогрессом. Основой его является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и использование новых знаний и технических решений для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем в дорожном хозяйстве.

В ходе реализации стратегии инновационной деятельности Росавтодора прошлого периода с 2011 по 2015 годы была проведена масштабная работа по совершенствованию нормативно-технической базы дорожного хозяйства.

Реализована Программа по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). В рамках программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) осуществлена разработка 132 межгосударственных стандартов.

В рамках реализации Программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012 - 2015 годы было выполнено 23 НИОКР, по результатам которых подготовлено 14 ОДМ и 1 ГОСТ-Р. Кроме того, Росавтодором за период с 2012 по 2015 год был согласован в общей сложности 31 стандарт организации по использованию композитных материалов. Таким образом, практически завершено формирование базы нормативно-технических документов для внедрения композитов в дорожном хозяйстве.

В ходе реализации плана мероприятий по внедрению современных требований и методов испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства и дорожного асфальтобетона на основе методологии Superpave подготовлен комплекс из 50 нормативно-технических документов, которые позволяют перейти Федеральному дорожному агентству к системе регламентации выбора битумных и полимерно-битумных вяжущих для конкретных природно-климатических условий и транспортной нагрузки и использованию методов объемного проектирования асфальтобетонных смесей на сети автомобильных дорог федерального значения.

Широкое применение получила разработка непосредственными производителями инновационной продукции Стандартов организаций для применения на федеральных дорогах. Для нормативного обеспечения выпуска новой продукции на объекты федеральной автомобильной сети: в 2011 году было согласовано 33 СТО; 2012 - 48; 2013 - 26; 2014 - 36, 2015 - 60.

Мониторинг внедрения инноваций показывает, что за период с 2011 года прослеживается следующая динамика по внедрению инновационных технологий:

1) в 2011 году освоение инноваций осуществлялось на 1134 участках освоения;

2) в 2012 году освоение инноваций осуществлялось на 1088 участках освоения;

3) в 2013 году освоение инноваций осуществлялось на 816 участках освоения;

4) в 2014 году освоение инноваций осуществлялось на 631 участке освоения;

5) в 2015 году освоение инноваций осуществлялось на 620 участках освоения.

В целом, результаты реализации Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов показали, что применение новых образцов высокопроизводительной дорожной техники и соответствующих технологий существенно сокращает сроки строительства автомобильных дорог, улучшает качество их содержания, а широкомасштабное использование инноваций при эксплуатации автомобильных дорог позволяет обеспечить их приведение к нормативному состоянию даже в условиях финансовых ограничений.

Несмотря на серьезную работу по регулированию инновационной деятельности, проведенную в рамках реализации Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства 2011 - 2015 годов, сохранилось немало проблем в управлении инновациями, характерных не только для дорожного хозяйства. Одна из основных проблем заключается в том, что не все потребители инновационной продукции: федеральные и территориальные органы управления дорожным хозяйством, проектные и подрядные организации рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, что негативно отражается на эффективности дорожных работ, темпах и стоимости дорожного строительства.

Одной из ключевых задач Стратегии является развитие среды, благоприятной для инноваций. С этой целью необходимо создание безоговорочного приоритета инноваций через повышение мотивации сотрудников федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, доступности информации об инновациях, совершенствование системы управления инновациями, создание площадок для диалога заинтересованных сторон.

Необходимым элементом Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016 - 2020 гг. станет совершенствование методики мониторинга ее реализации, которое обеспечит контроль за эффективным применением новых технологий на объектах дорожного хозяйства в соответствии с перечнем приоритетных технологий. Положения Стратегии должны стать основой ежегодных и среднесрочных адресных Планов освоения инноваций, разрабатываемых федеральными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному дорожному агентству, а также обобщенного Плана освоения инноваций Росавтодора.

Выбор направлений инновационного развития дорожного хозяйства базируется на положениях Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., поручениях Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О совершенствовании сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации" (Новосибирск, 8 октября 2014 года), мерах, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, мероприятиях, направленных на обеспечение в ближайшие 10 лет увеличения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов, "дорожной карте" по расширению применения инновационных технологий, материалов, в том числе битумов, и конструкций, комплексной программе внедрения композитов в дорожном хозяйстве на период до 2020 г., а также на широком спектре документов, регламентирующих применение новых технологий в дорожном хозяйстве и других отраслях экономики.

При формировании приоритетных направлений развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве учтен опыт разработки и реализации программ и планов применения новых технологий в области дорожного строительства в отечественной и зарубежной практике.

Стратегия предназначена для использования в практической деятельности органов управления дорожным хозяйством, проектных, научно-исследовательских, строительных и эксплуатационных дорожных предприятий при организации разработки и применения прогрессивных дорожных технологий, техники и материалов.