3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Значительный рост интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения (до 5 - 7% ежегодно), резкое увеличение в составе транспортного потока доли большегрузных автомобилей (с осевыми нагрузками, превышающими расчетные), автопоездов и автобусов привело к существенному увеличению изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дороги и дорожные сооружения, сокращению межремонтных сроков.

При сегодняшних темпах роста автомобилизации в условиях перегрузки по интенсивности траффика уже работает треть автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

По данным автоматизированных пунктов весогабаритного контроля с превышением установленных нагрузок следует более 30% грузовых автотранспортных средств. Средний перевес составляет 45%. Расчеты показывают, что такая перегрузка повышает разрушающий эффект в 4,4 раза. Объем наносимого дорогам ущерба при таком количестве нарушений составляет 2,6 трлн. руб. ежегодно. При этом общий объем вложений государства (из федерального и региональных дорожных фондов) в дорожную сеть страны составляет порядка 1 трлн. руб. в год.

Все эти факторы в совокупности вызывают необходимость обеспечения существенно более высоких требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию дорог и дорожных сооружений, разработки и применения в этих целях новых технических норм, прогрессивных технических решений, дорожных технологий и материалов, отвечающих современным потребностям. В этих условиях развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве приобрело особую актуальность.

При условии освоения имеющейся инновационной продукции в полном объеме в отрасли может быть достигнут значительный экономический эффект за счет применения новых технологий, энерго- и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок и повышения безопасности движения. Согласно анализу аварийности, участки дорог, запроектированные и построенные с использованием прогрессивных технических решений, применением современной дорожно-строительной техники, имеют наиболее высокий уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно информации отраслевого банка данных к таким объектам относятся автомобильные дороги г. Сочи, кольцевая дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, ряд участков автомобильных дорог М-53 "Байкал", М-7 "Волга", М-2 "Крым" и т.д.

В рамках расширения применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог современных технологий, материалов и конструкций, а также с учетом результатов выполнения утвержденных в установленном порядке Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, Плана мероприятий, направленных на обеспечение в ближайшие 10 лет увеличения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов, Росавтодором осуществляется комплексная работа по разработке современных нормативных технических документов (НТД) и совершенствованию существующей базы НТД.

Для организации внедрения инноваций в органах управления дорожным хозяйством назначены ответственные за внедрение инноваций, в рамках АСУ МКВИ формируется ежегодный План Федерального дорожного агентства по освоению инноваций и выполняется мониторинг его реализации.

Таким образом, в период до 2020 года следует уделить повышенное внимание совершенствованию системы управления инновациями, для чего необходимо реализовать комплекс организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития отрасли.

Позитивные шаги предприняты в сфере информационного обеспечения дорожного хозяйства о новых технологиях, конструкциях, технике и материалах. В части информационного обеспечения инновационной деятельности следует отметить выстроенную в период с 2013 по 2015 годы эффективную двухуровневую систему взаимодействия Федерального дорожного агентства и подведомственных учреждений на федеральном и региональном уровнях.

На базе подведомственного агентству ФГБУ "ИНФОРМАВТОДОР" сформирован Отдел по работе со СМИ, выполняющий функции пресс-службы Росавтодора. Данное подразделение отвечает за эффективность информационной политики ведомства в публичном пространстве.

Работа этого подразделения четко структурирована и основана на выполнении ряда целевых показателей Коммуникационной стратегии Федерального дорожного агентства, в которой обозначены целевые/референтные группы информационной политики Росавтодора, указаны целевые индикаторы соотношения количества "позитивных", "нейтральных" и "негативных" материалов в СМИ о деятельности агентства и конкретные пути достижения поставленных целей.

По данным аналитической системы мониторинга СМИ "Медиалогия", в настоящее время общие количественные показатели тональности освещения деятельности Росавтодора в прессе оцениваются в следующем процентном соотношении:

- 63% - нейтральная тональность публикаций;

- 30% - позитивная тональность публикаций;

- 7% - негативная тональность публикаций.

Это свидетельствует об "управляемости" информационного поля вокруг Федерального дорожного агентства, инициативности ведомства в рамках презентации своих достижений.

Вместе с тем, в сфере развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве сохраняется целый ряд проблемных вопросов, требующих системного решения.

В настоящее время, ввиду отсутствия механизмов экономической заинтересованности участников инновационного процесса преобладают директивные методы внедрения новых технологий, которые зачастую не дают желаемых результатов.

Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности является то, что имевшаяся ранее опытно-экспериментальная база научных дорожных центров, которая призвана ускорить процесс создания и освоения новых технологий, морально и физически устарела (а по многим позициям утрачена), не отвечает современным потребностям и международному уровню.

Имеются сложности в апробации и оценке эффективности технологий, материалов, ввиду отсутствия опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации.

Пробел в этом отношении может быть устранен за счет использования ресурсов лабораторий, сформированных на базе ФКУ "Севзапуправтодор", ФКУ "Центравтомагистраль" и ФКУ Упрдор Москва - Бобруйск, оборудование которых позволяет производить испытания по прогнозу долговечности работы дорожных конструкций.

Необходимо использовать и потенциал лабораторий крупных производителей полимерных и геосинтетических материалов.

Подписание трехстороннего соглашения (меморандума) о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством, Открытым акционерным обществом "СИБУР Холдинг" и Открытым акционерным обществом "Газпром нефть" открывает перспективы создания общеотраслевой системы контроля качества полимерных материалов, в том числе с участием производственных лабораторий, принадлежащих производителям полимерных материалов.

В настоящее время отсутствуют центры обучения и передачи технологий, доказавшие свою эффективность в международной практике.

В субъектах Российской Федерации бюджетные расходы на НИОКР в дорожном хозяйстве крайне низки или вовсе отсутствуют.

Деятельность дорожного хозяйства финансируется за счет бюджета через систему государственных закупок, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.

Таким образом, сдерживающими факторами разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне являются:

- несовершенство налоговой политики, в части обеспечения стимулирования инновационного развития дорожной отрасли;

- недостаточное финансирование научных разработок;

- отсутствие финансирования на создание опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов;

- устаревшие методы оценки эффективности проектных решений, основанные только на минимизации единовременных строительных затрат, препятствующие внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов;

- отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций;

- снизившийся научный потенциал отраслевой науки и дефицит научных разработок для их внедрения;

- недостаточный потенциал отраслевой инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций в производство;

- отсутствие системы программно-целевого планирования и финансирования научных исследований и их внедрения в производство;

- отсутствие системы учета патентования в дорожном хозяйстве;

- отсутствие системы взаимодействия в части координации развития и стимулирования внедрения инноваций с субъектами Российской Федерации;

- необходимость совершенствования системы изучения зарубежного опыта, импорта патентов, лицензий и прогрессивных технологий.

В инновационной деятельности дорожного хозяйства необходимо повысить эффективность технологической цепочки, связывающей научные исследования и реализацию их результатов: разработка - проверка на практике и опытное внедрение - мониторинг и закрепление в нормативно-технических документах - широкая реализация с научным сопровождением. Реализация этого направления требует совершенствования системы организации и управления процессом внедрения научно-технических достижений.

Таким образом, анализ современного состояния и проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве указывают на необходимость формирования стратегии долгосрочного инновационного развития отрасли и основных мероприятий по ее реализации для эффективного решения ключевых задач дорожного хозяйства с целью улучшения потребительских свойств автомобильных дорог.