5.5. Создание системы опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве на действующей сети автомобильных дорог в различных природно-климатических зонах Российской Федерации

5.5. Создание системы опытно-экспериментальных полигонов
внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве
на действующей сети автомобильных дорог в различных
природно-климатических зонах Российской Федерации

Создание опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации позволит существенно ускорить процесс оценки эффективности применения на практике инновационной продукции.

В рамках реализации Стратегии инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов в 2012 - 2013 годах выполнена разработка частного технического задания (ЧТЗ) на создание 3-х полигонов.

В соответствии с Техническим заданием в ходе разработки ЧТЗ выполнены следующие основные работы:

1. Выполнен анализ отечественного и зарубежного опыта создания и эксплуатации дорожных полигонов.

2. Разработаны рекомендации по размещению полигонов в регионах с типичными для РФ природно-климатическими условиями.

3. Определены основные направления исследований на полигонах и разработаны Программы исследований для каждого полигона.

4. Обоснован перечень стандартного (для испытаний по российским стандартам) и уникального (для испытаний по зарубежным стандартам и перспективным исследовательским методикам) оборудования для оснащения полигонов. Разработаны Программы комплексного оснащения полигонов.

5. Разработаны рекомендации по созданию Центра управления полигонами ФДА.

6. Подготовлены предложения по организационно-правовым условиям создания и эксплуатации полигонов.

С учетом целого ряда факторов (природно-климатические и грунтово-геологические условия, интенсивность и состав движения, наличие сети федеральных автомобильных дорог, развитость инфраструктуры и удаленность от крупных населенных пунктов, условия землеотвода и т.д.) были предложены следующие места дислокации полигонов.

Место дислокации Северного полигона в Республике Якутия. Полигон линейного типа длиной 3 км, состоит из 12 опытных дорожных секций (длиной по 250 м). В составе полигона предусмотрен ж/б мост из сборных балок оптимизированного сечения и водопропускные трубы. Численность научно-технического персонала Северного полигона 18 человек. Капитальные вложения могут составить ориентировочно 1,5 млрд. рублей.

Место дислокации Центрального полигона на КАД СПб. Полигон из 2-х участков: линейный ход вдоль КАД длиной 4 км и расположенный рядом кольцевой ход длиной 4 км. Общее число опытных секций (длиной от 200 до 250 м) и опытных объектов более 40. В состав опытных объектов входят мостовые сооружения, тоннели, подпорные стенки, испытательные стенды. Численность научно-технического персонала Центрального полигона 72 человека. Капитальные вложения могут составить ориентировочно 3,7 млрд. рублей.

Место дислокации Южного полигона в Краснодарском крае. Полигон распределенного типа из нескольких частей: линейный ход длиной 1,5 км (7 опытных секций длиной по 250 м и металлический мост) вдоль а/д А-146 "Краснодар - Новороссийск", два участка для изучения оползневых процессов на "Обходе г. Сочи" и а/д М-27. Численность научно-технического персонала Южного полигона 18 человек. Капитальные вложения могут составить ориентировочно 1,2 млрд. рублей.

Из-за отсутствия источников финансирования в настоящее время планируется создать систему опытно-экспериментальных полигонов на реальных участках автомобильных дорог для сопоставительных исследований новых типов дорожных покрытий с улучшенными свойствами, прогрессивных материалов для дорожной разметки, геосинтетических материалов, пленок для дорожных знаков с различными световозвращающими свойствами, новых типов шероховатых поверхностных обработок, противогололедных материалов, ряда других материалов и конструкций.

Стратегия предусматривает в целях моделирования работы дорожных одежд для совершенствования методов их расчета, исследований износа покрытий под воздействием движущейся многократной колесной нагрузки применение в соответствии с международной практикой мобильных испытательных установок, обеспечивающих ускоренный контроль состояния дорожных одежд.

Будут продолжены оправдавшие себя на практике опытно-экспериментальные работы по натурным испытаниям конструкций и элементов искусственных сооружений в целях разработки эффективных решений по продлению сроков службы мостов с учетом возросших транспортных нагрузок.