5.1. Совершенствование нормативной правовой базы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

5.1. Совершенствование нормативной правовой базы развития
инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Стратегия предусматривает развитие механизмов стимулирования (в том числе финансово-экономических) инновационной деятельности для всех ее участников за счет совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования.

В ходе реализации Стратегии должен быть осуществлен следующий комплекс мер по совершенствованию нормативной правовой базы инновационной деятельности.

На законодательном уровне планируется:

- подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих стимулирование внедрения инноваций в дорожном хозяйстве, а также гармонизацию с техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

- подготовить предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, в части, касающейся стимулирования инновационной деятельности и создания механизмов, позволяющих обеспечить заинтересованность исполнителей дорожных работ в финансировании прикладных научных исследований;

- поэтапно увеличить финансирование научных исследований и разработок для нужд отрасли.

На уровне Правительства:

- разработать и утвердить порядок внедрения новых материалов и технологий в строительстве с исчерпывающим перечнем необходимых документов и согласований, позволяющих легитимно применять новые материалы и технологии как на стадии реализации экспериментальных (пилотных) проектов, так и на последующих стадиях;

- подготовить предложения о пересмотре действующего порядка ценообразования с переходом от нормативного метода составления расценок на статистические методы;

- подготовить и направить в Минстрой России предложения по внесению поправок в положение о государственной экспертизе, предусматривающие упрощение порядка внесения изменений в проектную документацию, связанную с внедрением инноваций, и пересмотр задач экспертизы в части эффективности стоимостной оценки проектных решений, в частности, внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 23.01.2016) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" с требованием "в составе проектной документации и в заключении государственной экспертизы в обязательном порядке предусматривать выделение "основных технических показателей и характеристик" проектируемого объекта, изменение которых требует повторного прохождения экспертизы";

- переработать действующие методы оценки эффективности проектных решений с переходом к оценке на основе стоимостного анализа жизненного цикла автомобильной дороги;

- разработать и утвердить положение о реализации Гражданского кодекса РФ в части участия подрядной организации в доле экономии от применения инновационной продукции в контрактах, финансируемых из средств бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ.

На уровне Минтранса России и Федерального дорожного агентства:

- обеспечить переход на программно-целевой метод планирования внедрения инноваций с обеспечением целевого финансирования отдельных научных программ и мероприятий;

- регулярно актуализировать программу дорожно-мостовых исследований в целях инновационного развития дорожного хозяйства Российской Федерации с привлечением широких кругов экспертного дорожно-мостового сообщества;

- активно привлекать научно-технический потенциал дорожно-мостового бизнес-сообщества для решения исследовательских задач в рамках реализации программы дорожно-мостовых исследований;

- совершенствовать взаимодействие с высшими учебными заведениями при подготовке и повышении квалификации кадров с учетом инновационного развития дорожного хозяйства;

- в заданиях на проектирование автомобильных дорог и искусственных сооружений в обязательном порядке устанавливать требования к внедрению инноваций на основе ежегодных планов внедрения;

- предусмотреть возможность внедрения инноваций федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росавтодору, в рамках заключенных Государственных контрактов на строительство, ремонт, содержание объектов в пределах 5% от общего объема выполняемых работ без внесения изменений в проектную документацию;

- предусмотреть возможность федеральным казенным учреждениям, подведомственным Росавтодору, определять необходимость внесения в технические задания к заключаемым Государственным контрактам на строительство, ремонт, содержание объектов возможности внедрения инноваций в пределах 5% от общего объема выполняемых работ;

- привлекать академическую и вузовскую науку для проведения прикладных научных исследований;

- разработать мотивационный механизм, позволяющий обеспечить инициативность и заинтересованность заказчика во внедрении инноваций и получении оценки результатов освоения в течение жизненного цикла освоения инновации в организации;

- разработать механизм опытно-эксплуатационного внедрения инновационной продукции производителями, поставщиками, разработчиками инновационной продукции на объектах дорожного хозяйства на безвозмездной основе с учетом разделения ответственности за эксплуатационное состояние инновационной продукции в период ее срока службы и передачу прав собственности на инновационную продукцию, использованную на объекте дорожного хозяйства;

- формировать благоприятные условия для функционирования малых инновационных организаций и оказывать им государственную поддержку на начальном этапе деятельности;

- осуществлять анализ выполненных ранее научных разработок для выбора из их числа наиболее актуальных для внедрения;

- совершенствовать экспертизу инновационных разработок, финансово-экономическую систему стимулирования инновационной деятельности, системы сертификации и продвижения разработок;

- обеспечить создание в рамках предусмотренных бюджетных обязательств механизма государственной поддержки российских производителей при экспорте конкурентоспособной продукции, предусмотрев компенсацию таким производителям затрат на патентование и сертификацию конкурентоспособной продукции и других аналогичных затрат;

- разработать и согласовать механизм стимулирования разработки и внедрения инновационных и импортозамещающих материалов и технологий из средств, сэкономленных учреждениями Минтранса России и Федерального дорожного агентства в ходе проведения конкурентных закупочных процедур и/или за счет применения инновационных технологий;

- актуализировать "Руководство по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса", утвержденное Министерством транспорта РФ от 10.12.2002 N ОС-1109-р, в том числе в части полноты анализа жизненного цикла автомобильной дороги, оценки социального эффекта, а также с учетом региональных особенностей строительства и эксплуатации дорог, влияния природно-климатических факторов;

- внедрять на пилотных участках строящихся дорожных объектов BIM-технологии и проведение опытно-промышленных испытаний новых нормативно-технических разработок в сфере проведения изысканий, проектирования и планирования работ.

По мере совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования инновационной деятельности планируется внесение соответствующих изменений в "Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства".