5.7. Научное и кадровое обеспечение инновационной деятельности

5.7. Научное и кадровое обеспечение
инновационной деятельности

Стратегия предусматривает научное обеспечение инновационной деятельности, которое заключается в проведении комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых прогрессивных технологий, техники, дорожно-строительных материалов, отвечающих перечню приоритетных технологий.

Указанные работы будут предусмотрены:

- на уровне Федерального дорожного агентства - в планах НИОКР Росавтодора;

- на уровне федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, и территориальных органов управления - в технических заданиях на проектирование, строительство (реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог, предусматривающих внедрение новых технологий (в том числе, для опытно-экспериментального применения);

- на уровне отраслевых научно-образовательных центров - при выполнении конкретных НИОКР, экспериментальных пилотных проектов, обеспечивающих отработку методик, механизмов нормативного правового, технического, технологического и информационного обеспечения научных работ, а также работ по научному сопровождению внедренных результатов;

- на уровне производственных подрядных дорожных организаций, производителей и поставщиков инновационной продукции для нужд дорожного хозяйства - в планах деятельности указанных организаций и предприятий.

Будут продолжены исследования по оценке эффективности применяемых технологий. В этих целях планируется:

- исследовать динамику изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, безопасности дорожного движения, межремонтных сроков и стоимости дорожных работ на участках дорог, построенных (реконструированных) и отремонтированных с применением различного вида инновационной продукции, новых технических решений, технологий и материалов. Для проведения таких комплексных исследований будут использованы результаты ежегодной инструментальной диагностики и оценки состояния федеральных дорог и мостов с применением отраслевых автоматизированных банков данных (АБДД "ДОРОГА", АБДМ) и организованы специальные наблюдения на опытных участках;

- разработать методические рекомендации по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса;

- актуализировать "Руководство по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса", утвержденное Министерством транспорта РФ от 10.12.2002 N ОС-1109-р, в том числе в части полноты анализа жизненного цикла автомобильной дороги, оценки социального эффекта, а также с учетом региональных особенностей строительства и эксплуатации дорог, влияния природно-климатических факторов;

- разработать современный программный продукт (взамен программы "Effect"), учитывающий актуальные требования к оценке экономического эффекта, а также исполненный на новом технологическом уровне;

- разработать методику по определению срока, в течение которого техническое решение является инновационным, и базы данных нормативных и методических документов по классификации и применению инновационных технологий, материалов и механизмов;

- актуализировать методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства.

На основе обобщения результатов научно-исследовательских работ будут готовиться технико-экономические обоснования по внесению изменений в установленные межремонтные и гарантийные сроки дорог и дорожных сооружений, периодичность выполнения работ по содержанию с учетом применения новых технологий, обеспечивающих повышение долговечности дорог и эффективное использование средств на дорожные работы.

Поставленные задачи инновационного развития дорожного хозяйства могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. Кадровое обеспечение инновационного развития направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров посредством:

- подготовки и реализации Программы совершенствования лабораторной базы подведомственных учреждений и государственных предприятий научной сферы, в том числе, с привлечением внебюджетного финансирования и лизинга наукоемкого оборудования;

- подготовки и реализации Программы поддержки научного кадрового потенциала дорожной отрасли (с выделением Подпрограммы "Поддержка молодых ученых дорожного хозяйства");

- устойчивого повышения заработной платы научных работников отрасли за счет широкого участия отраслевых НИИ и вузовской науки в реализации планов НИОКР Федерального дорожного агентства, территориальных органов управления дорожным хозяйством, выполнения работ по заказам подрядных дорожных организаций;

- совершенствования требований к программам повышения квалификации специалистов и дорожных рабочих;

- установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения;

- организации стажировки научных работников отрасли в авторитетных зарубежных научных центрах;

- активизации обучения перспективных молодых ученых и специалистов в аспирантурах и докторантурах;

- проведения в период 2016 - 2020 гг. конкурса молодых специалистов в сфере инноваций в дорожном хозяйстве.