МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖБА РЕЧНОГО ФЛОТА
Утверждены
Заместителем Министра транспорта
Российской Федерации
30 декабря 1999 года
Согласованы
Министерством труда и
социального развития
Российской Федерации
Письмо N 712-8
от 25 декабря 1998 года
ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
В РЕЧНЫХ ПОРТАХ
ПОТ РО-00030171-99
Правила вводятся в действие с 01.04.2000 г.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Порт - участки сухопутной территории и акватории внутренних водных путей, обустроенные и оборудованные в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия со смежными видами транспорта.
Перечисленные виды деятельности в порту осуществляют и обеспечивают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Перегрузочные работы - перемещение груза из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад и внутрискладское перемещение груза.
Зона работы перегрузочной машины - пространство, в котором совершаются рабочие и холостые движения машины и ее составляющих частей, включая грузозахватный орган.
Охрана труда - система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда (ГОСТ 12.0.002-80).
Опасная зона - пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственных факторов (ГОСТ 12.0.002-80).
Опасная зона работы крана - площадь круга, ограниченного траекторией движения наружных точек груза при максимальном вылете стрелы, увеличенной не менее чем на 7 м при высоте подъема груза до 20 м и не менее чем на 10 м - при большей высоте.
Опасная зона перемещения груза краном - площадь, образуемая проекцией перемещаемого краном груза и ограниченная траекторией его движения, увеличенной не менее чем на 5 м от проекции груза во все стороны.
Транспортный пакет, пакет - укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования (недопустимо - пачка, связка).
Средство пакетирования - средство для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу, в результате применения которого обеспечивается пакетирование.
Грузонесущее средство пакетирования - средство пакетирования, конструкция которого позволяет при производстве перегрузочных работ производить за него строповку (зацепку) или захват приспособлениями подъемно-транспортных машин.
Длинномерный груз - грузовая единица или пакет, большая сторона которого превышает 6 м.
Крупногабаритные грузы - грузы, объем отдельного места которых превышает 18 м3.
Тяжелый тарный груз - груз массой одного места от 81 до 100 кг включительно.
Тяжеловесный груз - груз, масса отдельного места которого превышает грузоподъемность применяемого в перегрузочном процессе грузоподъемного устройства.
Грузовой стол - передвижное или переносное устройство, устанавливаемое у дверного проема вагона или другого транспортного средства и предназначенное для формирования (расформирования) пакета груза вручную.
Грузовой стол-рампа - передвижное или переносное устройство, устанавливаемое у дверного проема вагона или другого транспортного средства и предназначенное для формирования (расформирования) пакета груза и (или) перемещения груза с помощью машин внутрипортового безрельсового транспорта.
Специализированный перегрузочный комплекс - совокупность технических средств и инженерных сооружений, специального подъемно-транспортного оборудования, предназначенных для перегрузки конкретных однородных грузов и (или) обработки специализированных судов.
Момент грузовой - произведение величины расстояния от оси вращения (поворота) грузоподъемной машины до вертикальной оси, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза, на массу (грузоподъемность) этого груза.