МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПИСЬМО
от 4 марта 2015 г. N 01-5237/15

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения рассмотрела обращение по вопросу лицензирования индивидуальных предпринимателей и в пределах компетенции сообщает.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно статье 3 указанного Федерального закона лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности. Соответственно, деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, должна осуществляться непосредственно индивидуальным предпринимателем, и действие лицензии не может быть распространено на других лиц.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются: наименование лицензирующего органа; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности); идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Условием осуществления индивидуальным предпринимателем фармацевтической деятельности является непосредственно его соответствие лицензионным требованиям, включая наличие высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.

Для исполнения работ, не связанных непосредственно с осуществлением лицензируемого вида деятельности, индивидуальный предприниматель может привлекать на договорной основе других работников (для охраны помещений и материальных ценностей, осуществления погрузочно-разгрузочных работ, уборки помещений и т.д.).

По вопросу получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по стоматологии сообщаем.

Лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, предусматривают необходимость наличия у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности, а также стажа работы по специальности (не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования и не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования).

Таким образом, исходя из указанных положений, одним из условий предоставления лицензии индивидуальному предпринимателю является соответствие его персонифицированных данных, а именно, образования, специальной подготовки, стажа, установленным требованиям, поэтому действие лицензии может распространяться только на получившее ее физическое лицо.

Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 N 441-О указывается на то, что приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, теряется смысл лицензирования.

С момента вынесения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 N 441-О принципы лицензирования индивидуальных предпринимателей не изменились.

Согласно статьям 20 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работодателем может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателями - физическими лицами признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками.

Индивидуальные предприниматели для осуществления медицинской деятельности могут заключать договоры для совместного осуществления медицинской деятельности в том случае, если фактический адрес осуществления медицинской деятельности, указанный в лицензиях обоих индивидуальных предпринимателей, один и тот же.

Одновременно обращаем внимание, что на территориях Республики Крым и г. Севастополя вводится с 1 июня 2015 г. уведомительный характер осуществления медицинской деятельности без получения лицензии при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления и соблюдения ими при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований (постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля").

Настоящее письмо не является официальным разъяснением положений действующего законодательства Российской Федерации в связи с отсутствием у Росздравнадзора соответствующих полномочий.

Врио руководителя
М.А.МУРАШКО