Жалоба в трудовую инспекцию – это официальная бумага, направляемая в компетентный государственный орган по разрешению трудовых споров с целью восстановления нарушенных прав работников, привлечения работодателя к ответственности. Разберём порядок, правила составления документа, сроки и способы его подачи.

Файлы для скачивания:

Трудовой спор

К сожалению, трудовые споры на предприятии возникают довольно часто. Порой они связаны с незнанием норм законодательства одной из сторон трудового договора. Как правило, это непосредственно сам работник. Однако зачастую имеют место грубые нарушения прав подчинённых. Перед обращением в компетентные органы рекомендуется попробовать урегулировать конфликт мирным путём. Организация совершенно не заинтересована в дополнительном внимании со стороны государственных органов. Результаты проверки могут нанести серьёзный удар по деловой репутации и бюджету предприятия.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это надзорный государственный орган, уполномоченный решать трудовые споры во внесудебном порядке. Это означает, что перед обращением в суд работник имеет возможность решить вопрос иначе. Сроки для обращения с жалобой законом не установлены, чего нельзя сказать о сроках подачи искового заявления. Все они чётко прописаны в статье 392 ТК РФ. Таким образом, обратиться в инспекцию в теории можно в любой момент времени вне зависимости от того, когда сотрудник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Однако сложившаяся практика по трудовым спорам такова, что работодатель может оспорить решение инспекции, вынесенное уже после истечения сроков обжалования. В любом случае окончательное решение принимает суд.

По какому поводу обращаться

Поводов для обращения в трудовую инспекцию можно перечислить очень много. Сюда относят любое нарушение работодателем прав своего подчинённого:

  • незаконное уменьшение заработной платы;
  • сверхурочная работа без согласия;
  • штрафы на работе;
  • перевод на другую должность без согласия;
  • применение санкции, прямо не прописанной в статье 192 ТК РФ;
  • и так далее.

Напомним, что все решения на предприятии принимает его руководитель, издавая соответствующий приказ. Любое распоряжение директора должно базироваться на основании и обосновании. Под первым принято понимать какую-то законодательную базу или ссылку на иной документ, позволяющий осуществить конкретное мероприятие. Обоснование – это объяснение реальных причин принятия решения. Если администрация фирмы не руководствуется нормами законодательства, трудовая инспекция привлечёт её к административной ответственности.

Порядок и способы обращения

Порядок и способы обращения в трудовую инспекцию регулируются N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Положения нормативного акта гласят, что человек вправе подать жалобу как в физическом варианте, так и посредством телекоммуникационных технологий. Если в первом случае всё понятно, то во втором речь идёт об обращении через электронную почту или портал Госуслуг.

Физический вариант жалобы также можно передать несколькими способами:

  • лично в руки представителю трудовой инспекции;
  • посредством почтового отправления;
  • через представителя с доверенностью.

Статья 12 вышеуказанного ФЗ определяет срок рассмотрения жалобы в 30 календарных дней. По факту истечения этого периода времени гражданин должен получить мотивированный ответ тем же способом, что и была подана жалоба.

Форма документа

Форма жалобы определяется общими требованиями к официальным бумагам, а также положениями статьи 7 N 59-ФЗ. Не существует никаких общеобязательных унифицированных бланков, документ пишется в свободной форме. В жалобе необходимо отразить следующие моменты:

  • ФИО и должность руководителя государственного органа;
  • ФИО заявителя и почтовый адрес, на который будет направлен ответ;
  • суть обращения, какие именно права были нарушены;
  • дата и личная подпись заявителя с расшифровкой (фамилия и инициалы).

Сам текст должен быть оформлен в деловом стиле, выдержан в нейтральном тоне. Следует отказаться от использования оценочных оскорбительных суждений в адрес работодателя, избегать фамильярства и прочих проявлений неуважения.

Жалоба пишется на чистом листе бумаги формата А4. Исполнить содержание можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Это решение принимает составитель. Оно не может повлиять на юридическую силу жалобы или сроки её рассмотрения.

Объясняем, как правильно составить жалобу

Первым делом следует отметить, кому и от кого подаётся жалоба. В правом верхнем углу листа бумаги (в шапке) в дательном падеже указываем ФИО и должность начальника трудовой инспекции. Эту информацию можно уточнить на сайте ведомства или на горячей линии. Здесь же в родительном падеже обозначаем данные о заявителе.

Ниже по документу посредине листа пишем слово «жалоба», оставляем дату и место её составления. С красной строки начинаем описывать суть спора. Оставлять ссылки на трудовое законодательство хоть и необязательно, но крайне желательно. Это облегчит работу трудового инспектора. Если на руках имеются какие-то доказывающие позицию официальные бумаги, оформляем их в качестве приложений.

Исходя из вышеизложенного просим принять соответствующие меры. Перечисляем их по пунктам. Речь может идти о восстановлении на работе, выплате пособия, отмене какого-то приказа директора и так далее. Этим жалоба схожа с исковым заявлением в суд.

Примерный образец

На этом процесс составления официальной бумаги подходит к завершению. Заверяем её своим автографом с расшифровкой и передаём выбранным способом. В течение 30 дней от ведомства поступит мотивированный ответ. Работодателю может грозить серьёзный административный штраф или даже уголовная ответственность. Проверка трудовым инспектором может выявить множество других нарушений, не указанных в жалобе.