Жалоба в прокуратуру на банк – это документ, с которым в надзорный орган может обратиться любой гражданин, чьи законные права и интересы были так или иначе нарушены действиями кредитной организации. В рамках настоящего материала мы рассмотрим, с какими нарушениями можно столкнуться при взаимодействии с банком, каковы полномочия прокурора в части осуществления проверок.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Нарушения в сфере банкинга
Все кредитные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, работают на основании нескольких нормативных правовых актов:
- ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон «О защите прав потребителей».
Каждый документ из вышеперечисленных отвечает за свою сферу правоотношений. Так, ФЗ «О банках» устанавливает общий регламент осуществления банковской деятельности, по большей части касается именно внутренней структуры кредитной организации. Гражданский кодекс содержит в себе общие положения о заключении гражданско-правовых договоров, в том числе и договора кредитного займа. Потребительский закон обязывает кредитную организацию оказывать своим клиентам услуги надлежащего качества. С точки зрения закона деятельность банка по отношению к клиенту является именно оказанием услуги.
Как можно заметить, к банкам предъявляется довольно много различных требований, а значит, должны существовать органы, которые обязаны следить за соблюдением норм законодательства.
В каких случаях жаловаться
На практике можно назвать множество причин для обращения с жалобой на кредитную организацию. Самая банальная из них – отказ в предоставлении кредитного займа. Закон гласит, что банк не имеет права безосновательно отказать потребителю. Под основаниями для отказа можно понимать плохую кредитную историю, низкий уровень платежеспособности, недостаточный уровень дохода. Если клиент получил отказ, не согласен с ним, он может обратиться с жалобой.
Ещё один повод – блокировка или заморозка счета. По общему правилу кредитная организация может ограничивать доступ человеку к его деньгам лишь в исключительных случаях. К таковым можно отнести постановление следователя в рамках уже возбужденного уголовного дела, возбужденное исполнительное производство, наличие оснований полагать, что деньгами могут завладеть мошенники и так далее. Чаще всего проблемы в данном ключе возникают из-за ФЗ «О легализации (отмывании) денежных средств», когда из-за одного или нескольких подозрительных переводов клиенту блокируют счет до выяснения обстоятельств.
Как и куда жаловаться
Жалобу на любой банк можно заявить в Центральный банк России как профильную организацию, курирующую деятельность всех кредитных компаний нашей страны. В качестве альтернативы допускается обратиться и в Прокуратуру РФ как надзорный орган, следящий за соблюдением закона во всех сферах без исключения, в том числе и в сфере банкинга. Прокурор является должностным лицом, обладающим широчайшим перечнем полномочий. В силу того, что прокуратура как орган власти не относится ни к одной из её ветвей, можно сказать, что она стоит особняком, что и позволяет прокурору непредвзято проводить проверки как в частных фирмах, так и в госучреждениях.
Заявить жалобу на банк в прокуратуру можно как нарочным способом, лично посетив районное отделение, к которому вы относитесь по месту прописки, так и посредством отправки заказного письма по адресу ведомства. Оба варианта так или иначе применяются на практике.
Общий порядок рассмотрения жалобы прокурором приводится в ФЗ «О прокуратуре» и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». У надзорного органа в целом и должностного лица в частности в запасе будет тридцать календарных дней, в течение которых потребуется не только выяснить фактические обстоятельства дела, но также принять необходимые для устранения правонарушений меры, привлечь виновных к ответственности.
Рассказываем, как составить жалобу
Жалоба как документ состоит из трёх структурных элементов: шапки, основного мотивационного блока и части с выдвижением просьбы к должностному лицу. Первым делом мы уделим внимание шапке.
В правом верхнем углу листа бумаги прописываем полное наименование организации, ФИО и должность прокурора, юридический адрес районного управления. Затем здесь же укажем ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место его прописки. Не забываем оставить номер сотового телефона или иное средство для обратной связи.
Ниже по документу начинаем разъяснять суть текущего обращения. Утверждаем, что являемся клиентом конкретного банка или собирались им стать, столкнулись с определёнными нарушениями прав потребителей. В подробностях описываем, что конкретно произошло, каким именно образом кредитная организация нарушила ваши потребительские гражданские права.
Следующим шагом обращаемся к прокурору, просим провести проверку деятельности кредитной организации, выявить правонарушения, пресечь их и привлечь виновных к ответственности. Итоговый вариант заверяем автографом заявителя жалобы с расшифровкой, ставим дату её оформления.
Примерный образец
Все доказательства, имеющиеся у вас на руках, ссылки на которые оставлены в тексте, необходимо приобщить к жалобе, прикрепив их в качестве приложений. Если речь идёт о документах, снимаем ксерокопии, а скриншоты с веб-сайта или смартфона распечатываем на принтере. Ответ в любом случае должен быть получен в течение тридцати календарных дней, вне зависимости от того, каким он будет.