Жалоба на повышение тарифов ЖКХ – это документ, с которым любой гражданин, заметивший необоснованное повышение платы за жилищно-коммунальные услуги, может обратиться в государственный орган с целью постановки под вопрос тарифа в новом размере. Сегодня мы разберемся, в компетенцию каких органов входит разработка и установление тарифов, что можно назвать необоснованным повышением тарифа, как правильно его оспорить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Тарифы ЖКХ
Несмотря на то, что все коммунальные услуги поставляются гражданам частными организациями, вся процедура производится под тщательным государственным контролем. Если бы государственные органы не вмешивались в регулирование цен и тарифов, а ценообразование происходило по законам рынка, плата за услуги ЖКХ была бы в разы выше, нежели чем сейчас.
Итак, ответственность за установление тарифов несут правительственные органы. В каждом отдельно взятом субъекте федерации установлены свои тарифы, а значит, этой работой занимаются местные органы. Как правило, данный орган именуют не иначе как департамент государственного регулирования цен и тарифов. Ведомство призвано сдерживать ежегодный рост цен на услуги коммунального характера, несмотря на постоянную инфляцию.
Для определения размера тарифа специалисты проводят исследования, расчеты. Цифры не берутся «с потолка», а вырабатываются исходя из фактических показателей: затраты поставщика услуги на её оказание, количество потребителей услуги, сложность инженерных коммуникаций, оборудования и многие иные факторы.
Куда жаловаться
Существует несколько государственных органов, уполномоченных решать вопросы относительно тарифов на услуги ЖКХ:
- департамент государственного регулирования цен и тарифов;
- Федеральная антимонопольная служба;
- Государственная жилищная инспекция.
Обратиться с жалобой потребитель услуги может в любое ведомство из представленных выше. Жалобу гражданина обязаны принять к производству и подготовить на её ответ в течение тридцати календарных дней. Об этом нам говорит ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». За этот период должностные лица проведут необходимые проверочные мероприятия, примут решение по факту обращения, уведомят о нём заявителя. В отдельных случаях допускается продление срока ещё на тридцать дней, однако для этого необходимо издать соответствующее решение, уведомить заявителя жалобы.
Если ни один орган не увидел в повышении тарифов ЖКХ каких-либо нарушений норм права, следует обращаться в суд с административным исковым заявлением. Напоминаем, что бремя доказывания в процессе всегда лежит на истце, а значит, необходимо иметь на руках свидетельствующие материалы. Это могут быть самостоятельно произведённые расчёты. Судебная практика полна споров, касающихся размеров тарифов на коммунальные услуги.
Как заявить жалобу
Вне зависимости от кого, в какой именно орган вы решили заявить жалобу, заявить её можно несколькими способами. Первый из них – нарочный. Он предполагает личный контакт заявителя жалобы с представителем ведомства, передачу официальной бумаги из рук в руки. Приходим в госорган с двумя экземплярами жалобы, один из которых передаём на рассмотрение, а второй просим проштамповать отметкой о принятии с указанием даты.
Второй вариант – отправка заказного письма. Всегда имеется возможность не посещать ведомство лично, а направить по его адресу заказное письмо. Вся входящая корреспонденция регистрируется сотрудником канцелярии, передаётся должностным лицам в работу.
Третий вариант – через официальный сайт ведомства. У каждого государственного органа существует веб-портал, через который любой гражданин может заявить жалобу. Здесь даже не придётся подготавливать бумажный вариант обращения, ведь потребуется лишь заполнить предложенный ведомством шаблон.
Инструкция по составлению документа
Жалоба как официальный документ разделяется на три структурных элемента: шапка, основной структурный блок, обращение к должностному лицу с просьбой разобраться в вопросе. Рассмотрим порядок и правила оформления каждого из них.
В шапке мы должны указать, кому адресуется документ, от кого. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги укажем полное наименование ведомства, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес ведомства. Затем здесь же укажем ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки. Не забываем оставить номер сотового телефона в качестве средства обратной связи.
Ниже по документу начинаем разъяснять суть нашего обращения. Утверждаем, что с недавних пор тариф на услуги ЖКХ увеличился, при том, по вашему мнению, безосновательно. Указываем, каким тариф был раньше, какой он сейчас. Приводим свои доводы в пользу того, что размер платы за услугу увеличился безосновательно, приводим собственные расчеты.
Следующим шагом мы обращаемся к представителю госоргана, просим его принять нашу жалобу к производству, проверить установленный тариф на момент соответствия действующему законодательству, при необходимости принять меры по его отмене. В завершение работы с документом мы заверяем его автографом, ставим дату оформления. Теперь осталось лишь передать его в госорган на рассмотрение любым способом из описанных выше.
Примерный образец
Если ваша жалоба так и не получит ход либо должностное лицо посчитает тариф обоснованным, следует обратиться в прокуратуру. Надзорный орган можно использовать в качестве второй инстанции рассмотрения спорного вопроса.