Жалоба на РЖД – это документ, с которым в выбранное государственное ведомство может обратиться любой гражданин, заметивший те или иные нарушения в работе железнодорожной компании. Сегодня мы разберемся, с какими разновидностями нарушений можно столкнуться при взаимодействии с РЖД, куда заявлять жалобу, как правильно её оформить.

РЖД как организация

РЖД как организация является монополистом на рынке железнодорожного транспорта. В то время как в сфере авиаперелётов работают несколько десятков авиакомпаний, транспортировки поездами осуществляются всего одной компанией. Государственные органы не без причины отдали данную монополию в руки РЖД. Причиной тому служит несколько факторов.

Первая причина – сложность обслуживания транспорта и железнодорожных путей. Если отдать эту задачу в руки нескольких частных организаций, под угрозу можно поставить безопасность жизни пассажиров. Российская Федерация является одним из самых больших по площади государств. По всей территории нашей страны распространились железнодорожные пути, за которыми постоянно нужно осуществлять уход, ремонтировать их. В этом и есть основное отличие от авиаперевозок.

Вторая причина – логистика. Железная дорога представляет собой важнейший логистический инструмент в руках государства. По железнодорожным путям не только перевозят пассажиров, но также доставляют грузы, в том числе промышленного и военного характера.

Проблемы с багажом

Перевозка багажа является дополнительной услугой, которой может воспользоваться пассажир поезда. С точки зрения Гражданского кодекса РФ за сохранность и целостность багажа ответственность будет нести компания-перевозчик, то есть РЖД. Если в ходе поездки с вашим багажом что-то случится, необходимо выставить организации претензию с требованием о возмещении стоимости утраченных предметов.

По идее компания обязана ответить удовлетворительно, ведь к этому её обязывает Закон «О защите прав потребителей» и иные нормативные правовые акты, однако на практике случаются и иные ситуации.

Проблемы с проводником

Проводник поездка является штатным сотрудником РЖД, работающий по срочному или бессрочному трудовому договору. Часто организация приглашает на работу студентов в летний период времени, что значительно повышает количество проблем с проводниками. По идее проводник должен осуществлять контроль пассажиров: выявлять безбилетников, провожать граждан до их места в вагоне, выдавать бельё, давать подсказки по тем или иным непонятным для пассажира вопросам. Как правило, проблема с проводниками обычно связана с продажей дополнительных товаров или услуг. У проводника можно приобрести чай, кофе, иные продукты питания. Зачастую они торгуют этим «из-под полы», то есть самостоятельно закупают продукты, а прибыль кладут себе в карман.

Если проводник отказывается помогать вам до тех пор, пока вы не приобретете чай или постельное бельё, иным образом нарушает ваши гражданские и потребительские права, следует жаловаться руководителю регионального подразделения РЖД. Сотрудника привлекут к дисциплинарной ответственности согласно положениям Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение.

Куда жаловаться

Как мы уже сказали, в некоторые ситуациях имеет смысл обращаться непосредственно в адрес самой железнодорожной организации, однако, если РЖД не смогло решить вашу проблему или не ответило на вашу жалобу вовсе, не следует опускать руки, ведь всегда имеется возможность пожаловаться в государственный орган. В нашем случае их будет несколько на выбор: Ространснадзор, Госжелнадзор, транспортная прокуратура и Роспотребнадзор. В принципе, гражданин вправе заявить жалобу в любую из этих инстанций, ведь их компетенции пересекаются.

Оформить жалобу можно в свободной форме, ведь никаких общеобязательных унифицированных бланков не предусмотрено вовсе. Текст документа исполняется в свободной форме с оглядкой на общие правила делового документооборота и положения 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Инструкция по составлению жалобы

Жалоба на РЖД составляется в простой письменной форме. Сам документ по структуре разделяется на шапку, основной блок с разъяснением сути вопроса, а также обращение к должностному лицу с просьбой разобраться в проблеме.

Шапка представляет собой набор общих данных о получателе жалобы и её отправителе. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем полное наименование государственного ведомства, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес местного управления. Далее по тексту обозначим ФИО заявителя жалобы, серию и номер его документа, удостоверяющего личность, место прописки.

Следующим шагом мы ссылаемся на сам факт пользования услугами компании РЖД. Утверждаем, что приобрели билет на поезд по определённому направлению, однако в ходе получения услуги столкнулись с определёнными проблемами. В подробностях разъясняем, что именно пошло не так: повредили багаж, высадили с вагона, разместили в другом месте, не выдали бельё, требовали деньги за бесплатные услуги и так далее.

Ниже по документу мы обращаемся к представителю госоргана, просим провести необходимые проверочные мероприятия, разобраться в вопросе, привлечь виновных к ответственности. Итоговый вариант заверяем своей подписью, ставим дату оформления жалобы. В течение тридцати дней вы должны получить мотивированный ответ.

Примерный образец