Жалоба на охранника в магазине – это самостоятельный документ, на основании которого посетитель общественного места сможет инициировать серьёзное разбирательство относительно превышения охранником своих должностных полномочий. Сегодня мы расскажем, какие дополнительные права имеет представитель частного охранного предприятия, по каким основаниям можно подать жалобу, как правильно оформить официальную бумагу и передать на рассмотрение.

Права охранника

Дополнительные права охранника устанавливаются ФЗ «О частной охранной и детективной деятельности». Согласно данному нормативному правовому акту охранник обладает следующими полномочиями:

  • задержать подозреваемое в совершении преступления или правонарушения лицо до приезда сотрудников органов внутренних дел;
  • попросить покупателя магазина продемонстрировать содержимое своих карманов или сумки (строго в добровольном порядке);
  • применить физическую силу все сопротивлении;
  • и так далее.

Следует отметить, что все вышеперечисленные полномочия имеются только у лица, прошедшего специальную подготовку, имеющего лицензию на осуществление охранной деятельности. Если функции охранника в магазине выполняет обычный человек, не состоящий ни в какой частной охранной организации, его права ничем не будут отличаться от рядового гражданина. Ни о каком задержании или тем более досмотре речи идти не может.

Основания для обжалования

Как показывает практика, некоторые представители профессии охранника даже сами не знают, какими правами и обязанностями они обладают. Так, часто можно встретить ситуацию, когда охранник на входе в магазин требует от вас предъявить сумку для досмотра либо сдать её в специальную камеру для хранения. Здесь следует пояснить, что ни на одно из этих действий охранник не имеет права. Единственное, что может сделать охранник в данной ситуации, — это вежливо попросить. Иначе это можно будет расценить как превышение должностных полномочий, ущемление гражданских прав посетителей магазина.

Совершенно иная ситуация складывается, когда охранник, будучи должностным лицом (представителем лицензированной охранной организации), наносит побои посетителям магазина. Даже если сотрудник абсолютно уверен, что гражданин пронёс что-то мимо кассы, он не имеет права его бить. Единственная ситуация, при которой можно нанести вред здоровью, - попытка задержания до приезда полиции.

Что касаемо досмотра, то человек может согласиться продемонстрировать охраннику внутренности своей сумки или карманов, однако исключительно на добровольной основе. К данному мероприятию будут применяться правила досмотра из Уголовно-процессуального Кодекса, то есть женщин досматривают женщины, а мужчин – мужчины.

Куда жаловаться

Охранник является представителем сразу двух предприятий: частная охранная организация и магазин, в котором и трудится человек. Подать жалобу на превышение полномочий можно в каждое из этих мест, на выбор заявителя. Как бы то ни было, обе компании обязаны разобраться в случившемся, по необходимости привлечь охранника к ответственности.

Отметим, что превышение охранником должностных полномочий зачастую граничит с совершением уголовного преступления. Причинение любой тяжести вреда здоровью преследуется по закону, а переквалифицировать деяние на необходимую оборону или иное обстоятельство, исключающее преступность, чрезвычайно непросто.

Итак, если рассмотрение вопроса непосредственным руководством охранника не дало результатов, подаём жалобу в Прокуратуру РФ. Представители районной прокуратуры, находящейся по месту вашей регистрации, проведут ряд проверочный мероприятий на обнаружение нарушений норм закона. При выявлении таковых дело передаётся в органы внутренних дел, где следователь или дознаватель в свою очередь возбудят уголовное дело.

Форма документа

При составлении документа совершенно неважно, куда он будет подаваться, ведь ФЗ «Об обращениях граждан» не предусматривает никаких общеобязательных унифицированных бланков для составления жалоб. Так, каждый гражданин волен оформить официальную бумагу в свободной форме, уделив внимание лишь нескольким общим моментам:

  • кому подаётся жалоба и от кого;
  • сведения о получающей и отправляющей стороне (анонимные обращения рассмотрены не будут);
  • дата составления документа;
  • предмет жалобы;
  • подпись с расшифровкой автографа.

Написать текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Как правило, здесь всё зависит от наличия технической возможности, ведь печатный вариант видится куда более приоритетным в силу простоты исполнения и делового внешнего вида.

Инструкция по составлению жалобы

Как мы уже отметили ранее, в жалобе потребуется обозначить, кому она подаётся, от кого. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги мы пропишем полное наименование получающей организации, ФИО и должность её руководителя, её адрес. Затем отметим свои ФИО, серию и номер удостоверяющего личность документа, номер сотового телефона для связи, адрес электронной почты (по желанию).

Ниже по документу излагаем суть нашего обращения со ссылкой на имевший место инцидент. Будет лучше, если вы сможете назвать конкретные дату и время события, а также ФИО лиц, способных подтвердить действительность ваших слов. Магазин является общественный местом, а значит, найдётся ряд прохожих, ставших очевидцами мероприятия. Если вам известны ФИО охранника, пропишем и их.

Следующим шагом просим представителей проверяющей стороны разобраться в вопросе, принять меры по факту обращения. Подписываем жалобу, передаём на рассмотрение. В самом лучшем случае охранника просто уволят, а в худшем – привлекут к уголовной ответственности.

Примерный образец