Заявление на заём сотруднику – это документ, в соответствии с которым работник предприятия просит работодателя предоставить ему определённую сумму денег в долг, то есть фактически оформить договор займа. Процедура регулируется Гражданским кодексом РФ и всегда осуществляется с согласия обеих сторон трудового договора.

Файлы для скачивания:

Заём на работе

Трудовой кодекс ни коим образом не упоминает о возможности работника оформить заём у своего работодателя, однако такая практика нередко встречается. Распространение такой формы правоотношений обуславливается в первую очередь удобством для обеих сторон договора. Главным плюсом для работника является отсутствие процентов по займу либо низкая процентная ставка, а работодатель в свою очередь получает дополнительное уважение от сотрудников. Удовлетворённый работник осуществляет свою трудовую функцию значительно лучше.

Кто может попросить и могут ли отказать

Как уже было сказано выше, процедура регулируется нормами ГК РФ, а это значит, что заключить договор может любой совершеннолетний гражданин. В нашем случае предъявляется ещё одно дополнительное требование – наличие заключённого трудового договора с организацией. Сделка носит гражданско-правовой характер, а это значит, что она осуществляется исключительно с согласия руководства предприятия. Перед тем, как писать заявление, следует лично побеседовать с директором и разузнать о возможности оформить заём. Однако руководитель не обязан подписывать прошение своего подчинённого. Всё зависит от личностных качеств заявителя, его должности на предприятии, размера заработной платы и других факторов, подвергающихся субъективной оценке потенциального займодателя.

Условия договора и способ возврата

Условия договора займа обуславливаются по соглашению сторон. Работник в своём заявлении должен обозначить:

  • необходимую сумму;
  • срок для возврата;
  • предложить способ возвращения денежных средств работодателю;
  • цель займа.

Зачастую именно от цели и зависит одобрение заявления. Если руководитель сочтёт указанную в документе причину весомой, шансы на получение одобрительной визы значительно возрастают. Директор может предложить привлечь к сделке поручителей или оставить залог.

Как правило, основным способом возврата займа является ежемесячное удержание средств из заработной платы сотрудника. Следует иметь в виду, что удержанию подлежит не больше, чем 20% от общей суммы оплаты труда.

Документы для оформления займа

Кредитные организации требуют предоставить определённый набор документов для одобрения займа. К ним относят:

  • справку о доходах;
  • справку о составе семьи;
  • копию или выписку из трудовой книжки.

У работодателя на руках уже есть большая часть требуемых официальных бумаг. Усечённый список необходимых документов является ещё одним преимуществом оформления займа по месту работы.

Проценты

Сотрудник в заявлении в обязательном порядке должен обозначить процентную ставку по потенциальному займу. На практике она значительно ниже, чем в банке. Если на бумаге не будут обозначены условия по процентам, в соответствии с нормами ГК РФ на соглашение будет действовать процент по ставке рефинансирования ЦБ.

Кому подать заявление

Всеми вопросами, связанными с заработной платой работников, выдачей подотчётных денежных средств, а также с осуществлением иных финансовых операций ведает бухгалтерия предприятия. Обратиться следует именно туда. Главбух рассмотрит заявление на предмет корректности и передаст его руководителю на подпись. Если на официальной бумаге появится разрешительная виза, сотрудник будет вызван для составления и подписания договора займа. Все условия обговариваются лично.

Также имеется возможность обратиться с заявлением лично к директору организации. В таком случае процедура будет оформлена в ускоренном порядке.

Форма документа

На сегодняшний день все обращения работников к работодателю оформляются в свободной форме. Не существует никаких общеобязательных унифицированных бланков. Однако руководитель фирмы уполномочен своим приказом закрепить определённые шаблоны для заявлений своих подчинённых. Это крайне удобное решение, так как экономит рабочее время и делает документооборот более единообразным. Работнику следует обратиться в отдел кадров. Кадровик подготовит шаблон заявления на компьютере. Работнику останется только вписать в макет все необходимые сведения и условия потенциального договора займа. Если никакие бланки не закреплены, документ пишется на чистом листе бумаги формата А4.

В распоряжении сотрудника есть два способа изложения текста: рукописный при помощи чёрной или синей шариковой ручки (но не карандаша) и машинописный при помощи компьютера. Выбор стоит за заявителем.

Объясняем, как правильно составить заявление

Начинаем составлять обращение к работодателю с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги отмечаем, от кого и кому подаётся заявление. Указываем в дательном падеже ФИО руководителя предприятия, его должность в фирме и полное наименование организации-работодателя. Далее в родительном падеже оставляем фамилию и инициалы заявителя, должность согласно штатному расписанию.

Ниже по документу в центральной части листа со строчной буквы пишется слово «заявление». С нового абзаца начинаем формулировать суть обращения. Просим работодателя выдать заём и указываем сумму займа, срок, цель и способы возвращения. Что касаемо способов, то можно выделить следующие: возвращение наличными в кассу предприятия; перечисление на банковский счёт организации; удержание из заработной платы. Также имеет смысл обозначить факт выплаты денежных средств даже в случае увольнения из компании.

Примерный образец

На этом составление заявления окончено. Более подробно условия соглашения будут изложены в договора займа с работодателем. В завершение заявления ставится дата его передачи на предприятие, а также подпись заявителя с расшифровкой.