Заявление на административный отпуск – это документ, в соответствии с которым работник просит работодателя отпустить его на неоплачиваемый отдых на определённый срок. Отпуск за свой счёт в сфере трудовых правоотношений принято называть административным.

Файлы для скачивания:

Отдых работников

Закон о труде предусматривает для всех работников определённые гарантии, в том числе и право на отдых. Реализуется оно посредством времени отдыха в течение рабочего дня (перерыв на обед), а также в виде предоставления отпусков. Трудовой кодекс содержит регламентацию множества видов отпусков. В настоящем материале подробно разберём именно административный.

Административный отпуск

Как уже было сказано выше, под административным отпуском понимается время отдыха с сохранением рабочего места, но без сохранения заработной платы. По общему правилу для оформления такого отпуска потребуется согласие обеих сторон договора. Работодатель не вправе заставить сотрудника уйти на отдых, а сам работник не может требовать от работодателя оформить процедуру. Однако закон предусматривает определённые исключения. В частности, речь идёт о льготных категориях граждан, которым руководство предприятия не вправе отказать. К ним относят:

  • участников ВОВ;
  • работающих пенсионеров по старости;
  • работающих инвалидов;
  • и так далее.

На административный отпуск могут рассчитывать лица, которым освобождение от работы потребовалось по семейным обстоятельствам. Это может быть связано с бракосочетанием, рождением ребёнка или смертью близкого родственника. Во всех остальных случаях работнику придётся заручиться одобрением руководителя. В противном случае самовольное оставление места работы будет расценено как прогул и может в дальнейшем послужить основанием для увольнения.

Продолжительность отпуска

Продолжительность административного отпуска зависит от ситуации, законного основания. Если никаких веских причин для оформления отдыха у работника нет, то его продолжительность определяется по соглашению между работником и работодателем. Зачастую в организациях закреплено внутреннее положение об отпусках, в котором более подробно устанавливается размер неоплачиваемого отпуска, включая ситуации, непредусмотренные в законе.

Для каждой веской причины предусмотрен свой срок отдыха:

  • рождение ребёнка, бракосочетание – до 5 календарных дней;
  • работающим пенсионерам – до 14 календарных дней;
  • работающим инвалидам – до 60 календарных дней.

Процедура оформления

Инициатива оформления административного отпуска всегда исходит от заинтересованного работника. Ему потребуется написать соответствующее заявление на имя руководителя организации. Если сотрудник относится к льготной категории, потребуется приложить к официальной бумаге подтверждающий статус документ. Это может быть пенсионное, инвалидное удостоверение. Директор рассмотрит запрос и вынесет своё решение в форме приказа (распоряжения).

Кому подать документ

Вопросы, связанные с предоставлением, разделением или переносом отпусков решает кадровая служба организации. Именно туда и нужно подавать заявление. Сотрудник отдела кадров рассмотрит документ, проверит его на наличие фактических или форменных ошибок, проставит на нём отметку о принятии и передаст на подпись руководителю компании. На нём должна появиться разрешительная виза. Только тогда кадровик сможет начать подготовку документов на отпуск.

Часто бывает, что административный отпуск оформляется в ускоренном порядке по тем или иным причинам, незапланированно. В таком случае у сотрудника не будет времени ждать, пока кадровик свяжется с директором. Имеет смысл обратиться к начальнику лично и передать заявление ему на руки. Таким образом, согласие будет получено куда быстрее и законный регламент проведения процедуры будет соблюден.

Форма документа

На сегодняшний день все обращения работников к работодателю составляются в свободной форме, закон не предусматривает общеобязательных унифицированных бланков. Однако свободная форма документа также подразумевает соблюдение определённых правил к структуре официальной бумаги. Руководство предприятия вправе своим распоряжением закрепить в документации фирмы определённые шаблоны для заявлений сотрудников. Ознакомиться с разработанными материалами можно в отделе кадров организации. Кадровик подготовит шаблон документа на компьютере, а работнику останется только внести свои личные данные и оставить автограф на бумаге. Если никаких бланков работодатель не закреплял, заявление составляется на чистом листе бумаги формата А4.

Допускается два способа изложения текста документа: машинописный при помощи компьютерных средств и рукописный при помощи чёрной или синей шариковой ручки (но не карандаша). Самый важный элемент заявления – это подпись заявителя. Без неё официальная бумага не будет иметь юридической силы, и процедура не получит своего дальнейшего развития. Именно по этой причине компьютерную версию следует распечатать на принтере и передать на предприятие лично. Воспользоваться средствами телекоммуникационной связи не выйдет.

Объясняем, как правильно составить заявление

Начать следует с того, что в правом верхнем углу нужно обозначить, от кого и кому подаётся заявление. Указываем ФИО руководителя в дательном падеже, его должность в фирме и полное наименование организации-работодателя со ссылкой на её организационно-правовую форму (ПАО, ОАО, и т.д.). Далее оставляем фамилию и инициалы заявителя в родительном падеже, а также должность согласно штатному расписанию.

Ниже по документу в центральной части листа бумаги со строчной буквы пишем слово «заявление». С красной строки начинаем формулировать суть обращения. Просим предоставить административный отпуск. Обозначаем планируемую дату освобождения от работы, точный срок в календарных днях и причину. Если руководитель посчитает её весомой, заявление будет одобрено. В качестве приложения оставляем дающий льготное положение документ (при его наличии).

Примерный образец

На этом процесс составления заявления подошел к своему завершению. Прописываем дату подачи официальной бумаги на предприятие и ставим свою подпись (с расшифровкой).