Заявление на выдачу трудовой книжки при увольнении – это документ, в соответствии с которым уволившийся сотрудник, не получивший книжку в последний рабочий день по тем или иным причинам, обращается к работодателю с просьбой отправки документа почтовым отправлением. В силу повышенной значимости трудовой книжки процедура всегда оформляется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Трудовая книжка

Трудовая книжка является важнейшим документом для каждого работника, подлежит хранению у работодателя в течение всего времени работы сотрудника на предприятии. Выдаётся на руки в исключительных случаях. При расторжении трудового договора работник по общему правилу получает трудовую на руки в последний рабочий день. Это положение закреплено в статье 84.1 Трудового кодекса РФ.

Невозможность получения

Как уже было сказано выше, закон обязует работодателя предоставить трудовую в последний рабочий день. Однако в силу тех или иных обстоятельств работник может отсутствовать на своём рабочем месте в положенное время:

  • увольнение происходит после отпуска;
  • работник тяжело болен;
  • сотрудник находится за пределами Российской Федерации;
  • лицо попросту отказывается получить документ.

Нарушение сроков

Следует подчеркнуть, что возвращение трудовой – это именно обязанность работодателя, а не его право. За каждый день просрочки руководство организации обязано будет выплачивать ещё не уволенному сотруднику зарплату, ведь лицо считается уволенным после получения на руки всех документов и полного расчёта. В случае задержки днём увольнения будет считаться день фактического получения сотрудником трудовой книжки, а не указанная в приказе об увольнении дата.

Уведомление работника

Если в последний рабочий день работник так и не получил трудовую, работодатель оформляет соответствующий акт (внутренний документ) и направляет сотруднику уведомление о необходимости получения. Направление уведомления означает полное соблюдение законодательства, в таком случае речи о просрочке не идёт. В документе работодатель просит работника забрать документы, а также предлагает выслать их по почте.

Работник должен выразить своё письменное согласие в получении трудовой посредством почты. Уведомление направляется по фактическому адресу проживая лица.

Заявление от сотрудника

В соответствии с нормами закона о труде получить трудовую на руки после увольнения работник может только по письменному обращению. В течение трёх рабочих дней с момента подачи заявления работодатель обязан выдать документ. Отправить документ по почте следует с уведомлением о вручении. Такая необходимость обуславливается повышенной важностью трудовой. Заказное письмо поможет избежать неразберихи и недобросовестности со стороны уволенного лица.

Процедура

Работник составляет заявление на имя руководителя организации-работодателя с просьбой отправки трудовой книжки по почте. Передать документ можно лично в руки работодателю, сотруднику кадровой службы или отправить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Важно на бумаге удостоверить факт получения письма, ведь именно с момента его получения будет исчисляться срок в три дня.

Руководство направляет трудовую по указанному в заявлении адресу, получая взамен подпись работника.

Форма документа

Трудовое законодательство позволяет работникам составлять заявления к руководству организации в свободной форме, в том числе и заявление на выдачу трудовой книжки. Тем не менее документ должен быть составлен по общим правилам делового документооборота.

Зачастую работодатель своим локальным нормативным актом закрепляет определённые бланки для обращений сотрудников. Ознакомиться с ними можно в отделе кадров предприятия. Если таковые имеются, воспользоваться следует именно разработанной формой. Это удобно и позволит избежать неприятных ошибок. Однако далеко не все работодатели закрепляют подобные бланки. В большинстве случаев работникам придётся составлять заявления самим на пустом листе бумаги формата А4 или А5.

Допускается как машинописный вариант изложения содержания документа (при помощи компьютерных средств), так и рукописный (при помощи шариковой ручки). Способ написания никак не влияет на юридическую силу и значимость заявления.

Объясняем, как составить заявление «на пальцах»

По своей структуре документ состоит из трёх частей: шапка, основная (просительная) часть и подпись заявителя. Должное внимание следует уделить каждой.

Начинаем с шапки. В ней указываем, от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже отмечаем ФИО руководителя, его должность на предприятии и полное наименование организации-работодателя со ссылкой на организационно-правовую форму лица (ООО, ОАО, ИП). Здесь же в родительном падеже пишем ФИО заявителя и его должность согласно штатному расписанию фирмы.

Ниже по документу посредине листа пишется слово «заявление». С красной строки начинаем обозначать и мотивировать свою просьбу. Имеет смысл сослаться на норму законодательства (ст. 84.1 ТК РФ), хотя это необязательно. Необходимо обозначить два основных момента:

  • согласие (просьбу) на получение трудовой книжки по почте;
  • почтовый адрес, на который документ будет отправлен. Указываем почтовый индекс, населённый пункт, улицу, номер дома, номер квартиры.

Также не лишним будет обозначить причину, по которой книжка не была получена в положенный законом срок (в последний день увольнения). При желании можно даже прикрепить подтверждающие документы (например, справку из больницы). Закон не требуется объясняться с работодателем, так что эти моменты остаются на усмотрение работника.

Примерный образец

На этом составление заявления успешно завершено. Ставим дату подачи документа на предприятие и подпись заявителя (с расшифровкой). В течение трёх рабочих дней с момента получения заявления работодатель вышлет трудовую книжку на руки. Если руководство не успеет в положенный срок отправить документ, обращаться следует в суд.