Заявление на лёгкий труд по беременности – это документ, в соответствии с которым беременная сотрудница просит снизить на неё ежедневную рабочую нагрузку. Такую возможность гарантирует Трудовой кодекс. Процедура всегда оформляется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Гарантии для беременных

Трудовой кодекс предусматривает множество различных привилегий и гарантий для беременных сотрудник. К ним также относят так называемый «лёгкий труд». Закон о труде не предусматривает в себе такого понятия, оно широко распространено и используется лишь в неофициальных кругах. Под лёгким трудом принято понимать гарантии, предусмотренные статьей 254 ТК РФ, а именно:

  • снижение норм выработки;
  • снижение норм обслуживания;
  • перевод на другую работу, не связанную с воздействием на беременную работницу вредоносных производственных факторов.

Снижение выработки ни коим образом не должно повлиять на заработную плату сотрудницы. Трудовой кодекс обязывает работодателя сохранять за женщиной средний заработок по предыдущей работе.

Основания для предоставления

Основанием для предоставления отдельного льготного режима является медицинское заключение с диагнозом из больницы. Вопреки расхожему мнению, справки из частных клиник имеют такое же юридическое значение, как и из государственных. Работодатель не вправе требовать сотрудницу повторно получить справку из государственного учреждения. В документе лечащий врач фиксирует срок беременности и даёт определённые предписания к труду и состоянию рабочего места. Именно на основании рекомендаций врача и подбирается режим лёгкого труда.

Могут ли отказать

Следует иметь в виду, что руководство предприятия не вправе отказать заявительнице в удовлетворении её просьбы. Это будет считаться грубейшим нарушением трудового законодательства и может повлечь на собой серьёзную административную ответственность.

Может сложиться ситуация, в которой у работодателя не окажется свободных вакансий, подразумевающих более щадящие условия труда. В таком случае будущая мама освобождается от работы с сохранением своего среднего заработка вплоть до перевода на другую должность или выхода в декрет.

Процедура

Инициатором процедуры всегда выступает сама сотрудница. Работодатель не вправе насильно изменять условия труда, так как трудовой договор – это двустороннее соглашение. Работница должна написать мотивированное заявление на имя руководителя организации. Директор ставит на нём свою одобрительную визу, издаёт соответствующий указ о предоставлении режима лёгкого труда. В самом приказе условия нового режима работы подробно не указываются. Они найдут своё закрепление в дополнительном соглашении к трудовому договору. В документе будут изложены: рабочий график, условия труда, время отдыха и так далее. Как правило, доп. соглашение носит временный характер и подписывается до ухода сотрудницы в декрет.

Кому подать заявление

Всеми вопросами, связанными с изменением условий труда, графика рабочего времени заведует кадровая служба организации. Передать заявление нужно именно туда. Кадровик в свою очередь рассмотрит заявление и передаст его на подпись руководителю предприятия. Как только на официальной бумаге появится разрешительная виза, процедура получит своё закономерное продолжение.

Также имеется возможность передать документ лично в руки руководителю компании или своему непосредственному начальнику. Как бы то ни было, заявление в любом случае дойдёт до конечного адресата. Игнорировать его у руководства нет права.

Форма документа

На сегодняшний день законодательство в сфере трудовых правоотношений не предусматривает общеобязательных унифицированных форм для обращений сотрудников к работодателю, в том числе и для заявления на лёгкий труд по беременности. Документ пишется работниками в свободной форме. Однако руководитель вправе своим приказом закрепить определённые бланки для заявлений. Если таковые имеются, воспользоваться следует именно ими. Сотрудник отдела кадров распечатает шаблон на принтере, а работнику останется только внести туда все необходимые данные и оставить свой автограф. Как бы то ни было, заявление можно написать на листе бумаги формата А4.

Традиционно выделяется два способа изложения текста: рукописный при помощи чёрной или синей шариковой ручки (но не карандаша) и машинописный при помощи компьютерных средств. Способ изложения ни коим образом не влияет на юридическую силу документа. Главное – наличие подписи заявителя. Именно поэтому компьютерный вариант придётся распечатать на принтере, отправить его по электронной почте не выйдет.

Объясняем, как правильно составить заявление

Составление заявления не должно вызвать у работников особых трудностей, тем не менее разберём всё подробно. По своей структуре документ можно условно разделить на три составных блока: шапка, основная (просительная) часть и подпись заявителя. Следует уделить должное внимание каждому элементу.

Начинаем именно с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги отмечаем, от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже указываем ФИО руководителя, занимаемую им должность в компании и полное наименование фирмы с указанием организационно-правовой формы (ОАО, ПАО и т.д.). Чуть ниже оставляем фамилию и инициалы заявителя, а также должность согласно штатному расписанию.

Ниже по документу посередине листа со строчной буквы пишем слово «заявление». С красной строки начинаем формулировать запрос. Первым делом оставляем ссылку на норму Трудового кодекса (ч. 1 ст. 254 ТК РФ). Затем просим предоставить определённые условия лёгкого труда, рекомендованные врачом. Обозначаем наличие на руках медицинского заключения из больничного учреждения, прикладываем его к заявлению. В качестве основания оставляем на него ссылку (номер, дата, наименование учреждения).

Примерный образец

На этом составление заявления подходит к концу. Указываем дату подачи документа на предприятие, ставим свою подпись (с расшифровкой).