Протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий – это официальная бумага, утверждающая предложенную одним из контрагентов редакцию пункта договора. В материале мы подробно рассмотрим порядок и правила составления документа.

Файлы для скачивания:

Протокол разногласий

Протокол урегулирования разногласий составляется непосредственно после протокола разногласий. Это два разных документа, между которыми следует провести разграничение.

Протокол разногласий – это официальная бумага, в которой несогласная сторона предлагает свою редакцию отдельных пунктов предложенного контрагентом договора. Она направляется представителям второй стороны для рассмотрения. Если все согласны на новые условия, происходит составление и подписание протокола урегулирования разногласий. В противном случае контрагенты могут бесконечное число раз обмениваться предложениями новой редакции, пока кто-то из них вовсе не откажется от сделки.

Когда составляется

По своей юридической природе протоколы разногласий и их урегулирования не являются обязательными для заключения договора. Они применяются на практике в тех случаях, когда фирма использует типовые шаблоны соглашений, редакцию которых нельзя изменить. Как правило, речь идёт о публичной оферте, поставке каких-либо товаров. Поставщик рассылает потенциальным контрагентам типовую форму договора на рассмотрение. Изменить её нельзя, однако можно согласовать некоторые пункты.

Протокол урегулирования разногласий как раз именно для этого и нужен. Он обладает определённой юридической силой. В случае возникновения спора официальная бумага докажет, что корректировки в условия сделки были согласованы сторонами ещё до её заключения.

Соглашение или протокол урегулирования

Многие ошибочно полагают, что протокол урегулирования разногласий может заменить соглашение к договору. Разберём этот момент, чтобы расставить все точки над «i». Следует понимать, что настоящие официальные бумаги имеют различный момент подписания. Если протокол составляется и подписывается ещё до заключения договора с целью согласования условий будущей сделки, то соглашение – после. Следовательно, заменить один документ другим не выйдет.

Однако сторонам ничего не мешает уже после подписания договора с приложением в виде протокола согласования дополнить его иными пунктами, составив соглашение.

Кто разрабатывает

Разработкой проекта протокола занимается либо сотрудник одной из компаний-контрагентов, либо представители обеих сторон совместно. Второй вариант видится более надёжным, так как имеет место личный контакт представителей, следовательно, уйдёт меньше времени на обсуждение условий. То, чья именно редакция будет по итогу значиться в договоре, решают контрагенты в индивидуальном порядке. Возможно, они найдут «золотую середину».

Доверить составление протокола рекомендуется квалифицированному специалисту в области права. Это может быть юрисконсульт или иное лицо, обладающее знаниями в сфере юриспруденции, договорного права. В субъектах малого бизнеса эту задачу решает, как правило, руководитель предприятия лично.

Форма документа

Протоколы по своему назначению призваны урегулировать договорные правоотношения, которые могут возникнуть между организациями. Статья 421 Гражданского кодекса позволяет составлять договоры, а также все приложения к ним, в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Аналогичная ситуация складывается и с соглашениями к уже заключённым сделкам.

Официальная бумага составляется на чистом листе бумаги формата А4. В качестве альтернативы можно использовать фирменный бланк одной из организаций, на котором будут прописаны её реквизиты, однако в этом нет никакой необходимости.

Что до содержания, то здесь у контрагентов есть выбор по части исполнения. Текст можно изложить как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютера и соответствующего ПО. На юридическую силу протокола и условия сделки этот момент не окажет никакого практического влияния.

Пошаговая инструкция по составлению протокола

Первый шаг – обозначение реквизитов. В шапке официальной бумаги прописываем её наименование, присваиваем номер для документооборота, оставляем дату и место её составления. Здесь же указываем, что она является приложением к протоколу согласования, сославшись на него (дата, номер).

Второй шаг – сведения о сторонах и их представителях. В этом блоке потребуется обозначить, между кем и кем подписывается соглашение. Для этого оставляем следующие данные:

  • полные наименования организаций-контрагентов со ссылками на их организационно-правовые формы;
  • ФИО и должности представителей;
  • ссылки на официальные бумаги, позволяющие представителям действовать от лица компании. Это может быть устав, паспорт гражданина (для ИП), доверенность или какой-то конкретный нормативно-правовой акт (для государственных учреждений).

Третий шаг – урегулирование разногласий. Здесь мы упоминаем все редакции, предложенные контрагентами в процессе обсуждения условий. Эта часть обычно выполняется в виде таблицы. Затем утверждаем финальную редакцию, выбранную сторонами. Это может быть одна из двух предложенных ранее или новая.

Примерный образец

Как только стороны придут к общему знаменателю, укажут все вышеперечисленные сведения, можно переходить к простановке автографов. Протокол урегулирования разногласий подписывается одновременно с договором, по поводу которого и возникла дискуссия. Напоминаем, что все подписи, оставленные как в протоколе, так и в договоре, подлежат обязательной расшифровке (фамилия и инициалы). С момента подписания соглашение обретает юридическую силу, стороны получают права и берут на себя определённые обязанности, в случае неисполнения которых контрагент получит возможность обратиться в суд за защитой своих интересов.