Протокол разногласий – это официальная бумага, направляемая одним участником сделки другому с целью достижения договорённостей. Процедура носит гражданско-правовой характер, выполняется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса. В материале мы рассмотрим поводы для составления, правила и порядок написания протокола.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Назначение документа
Протокол разногласий имеет место в тех случаях, когда одна из сторон не согласна с условиями договора, составленного другой стороной. Отношения между предприятиями строятся таким образом, что лишь один из контрагентов занимается разработкой проекта соглашения, высылает второй стороне на утверждение. В случае несогласия с отдельными пунктами формируется протокол разногласий. Если оба участника гражданско-правовых отношений согласятся с новой редакцией договора, можно будет назначить дату личной встречи для подписания. В противном случае сделка будет считаться незаключённой, а договор – недействительным, не обладающим юридической силой.
Распространение на практике
Отдельным пунктом хотелось бы выделить случаи, встречающиеся на практике. Наибольшее распространение протокол разногласий приобретает при взаимодействии с публичной офертой. Одна сторона (как правило, поставщик или подрядчик) публикует на своём сайте или рассылает на адреса электронных почт потенциальных контрагентов своё предложение с договором в виде приложения. Получатель, рассмотрев текст соглашения, может предложить внести в него определённые правки. Если стороны придут к общему знаменателю, можно переходить к исполнению обязательств.
Кто составляет
В теории составить протокол разногласий может любое лицо, так или иначе знакомое с тонкостями работы с официальными бумагами, а также имеет определённые познания в сфере юриспруденции, в частности, в договорном праве. Предложенные правки не должны противоречить действующему законодательству, ведь тогда контрагент не сможет их принять. Следует подойти к этому вопросу крайне ответственно.
Обычно задача по составлению и направлению протокола второй стороне поручается юрисконсульту фирмы. В небольших компаниях или предприятиях, которыми руководит ИП, этим занимается лично начальник.
Какие пункты можно пересмотреть
Статья 421 действующей редакции Гражданского кодекса устанавливает принцип свободы договора, позволяющий заключать любые гражданско-правовые сделки, прямо не противоречащие закону. Например, нельзя сделать договор поставки безвозмездным. Следует заранее понимать эти моменты, чтобы не допустить ошибок при написании протокола.
Настоящий принцип позволяет вносить коррективы практически в любой пункт договора, предложенного контрагентом. Конечно, всё должно оставаться в пределах разумного.
Направление контрагенту
Протокол разногласий необходимо направить контрагенту для изучения и подписания. По идее в документе должны стоять автографы уполномоченных представителей обеих фирм, что значительно усложняет процесс коммуникации. Это означает, что воспользоваться электронной почтой уже не выйдет. Таким образом, у нас остаются следующие варианты:
- отправить протокол почтой с уведомлением о вручении;
- передать лично в руки сотруднику компании-контрагента;
- при наличии ЭЦП всё же можно воспользоваться электронной почтой.
Отметим, что зачастую протокол разногласий носит формальный характер. Все корректировки можно обсудить в рамках деловой переписки или по телефону. Необязательно усложнять процесс путём составления протокола разногласий. Тем не менее официальная бумага после подписания будет обладать юридической силой. В случае неисполнения контрагентом взятых на себя обязательств будет иметься возможность обратиться за защитой своих законных интересов в суд.
Форма документа
Действующее законодательство не предусмотрело никаких общеобязательных унифицированных бланков для составления протокола разногласий. Официальная бумага пишется на чистом листе бумаги формата А4 в свободной форме.
Исполнить содержание можно одним из двух способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки или в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Это решение принимается представителем компании-составителя с учётом особенностей документооборота в фирме. Юридическая значимость протокола не может зависеть от способа написания текста.
Рассказываем, как составить протокол разногласий «на пальцах»
В шапке листа бумаги прописываем наименование документа, присваиваем ему уникальный номер. Если это первая бумага из данной категории, пишем цифру один. В случае несогласия с корректировками контрагент сможет выслать аналогичный протокол со своими предложениями с присвоенной цифрой два. Отмечаем, кому, от кого и в рамках каких правоотношений направляется документ. Необходимо прописать ФИО руководителя организации-контрагента, занимаемую им должность, наименование предприятия со ссылкой на организационно-правовую форму в дательном падеже. Затем оставляем те же данные, но уже о себе и о своей компании.
Следующим шагом предлагаем внести определённые изменения в предложенный контрагентом вариант договора. Этот блок обычно выполняется в виде таблицы, но придерживаться данного правила необязательно. Обозначаем, с каким именно пунктом мы не согласны, прописываем его текущую редакцию, а также предлагаем свою, новую редакцию.
Примерный образец
Протокол разногласий полностью составлен, осталось лишь заверить его автографом уполномоченного представителя компании. Напоминаем, что полномочия могут подтверждаться уставом общества, паспортом ИП, доверенностью. Если в течение 30 календарных дней вторая сторона не даст ответа, о сделке можно забыть. Это будет означать, что контрагента не устроили корректировки и он не видит смысла в продолжении взаимоотношений.