Приказ о запрете курения на территории предприятия – это распорядительный документ, в соответствии с которым осуществляются мероприятия по борьбе с негативным воздействием табачной продукции на здоровье работников организации и иных лиц, так или иначе посещающих территорию компании. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.

Файлы для скачивания:

Запрет на курение

Действующее законодательство устанавливает запрет на курение табака и прочей никотинсодержащей продукции в общественных местах, в том числе и на рабочем месте. Положения ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» реализуют государственную политику в сфере здравоохранения. Работодатель своим локальным нормативным актом вправе расширить действие настоящего запрета.

Курение на рабочем месте

Как уже было сказано выше, курение на рабочем месте строго запрещено. Нарушение требований законодательства повлечёт за собой привлечение работника к административной ответственности в соответствии с КоАП. Руководство предприятия вправе запретить курение на всей территории организации. Многие ошибочно полагают, что компания обязана организовать специально отведённые для курения места. Подобные вопросы ни коим образом не затрагивают трудовые правоотношения работника и работодателя, следовательно, требовать организацию «курилок» сотрудники не могут. Места для курения создаются исключительно по доброй воле руководства.

Ответственность за нарушение

Необходимо учесть, что каким бы то ни было способом наказать курящего работника работодатель не вправе. Применять к подчинённым меры дисциплинарного взыскания, прямо не установленные законом, запрещено. Речь идёт о различных штрафах от организации или продлении рабочего дня. Все эти меры строго незаконны. Ответственность за курение на рабочем месте носит строго административный характер. Нельзя дважды наказать лицо за одно и то же правонарушение.

Организация запрета курения

Работодатель обязан разместить на своей территории знаки о запрете курения в виде перечёркнутой сигареты. Обычно они располагаются непосредственно на входе на предприятие, в туалетах и на открытой местности. Привлечение работника к ответственности за курение может также повлечь административную ответственность для организации за несоблюдение требований к маркировке. Оборудованные места для курения также должны быть обозначены специальным символом.

Кто пишет и исполняет приказ

Любое распоряжение всегда издаётся от имени руководителя организации, однако написанием приказа занимается, как правило, не он. На практике директор отдаёт устное распоряжение одному из своих подчинённых. Выбранный сотрудник должен обладать навыками работы с документами и определёнными знаниями в сфере охраны труда. Доверить эти обязанности следует сотруднику юридического отдела, кадровику или секретарю. Начальник получает на подпись уже готовый вариант документа.

Под исполнением приказа понимают приведение его в жизнь, то есть практическую реализацию обозначенных в нём положений. Распоряжение о запрете курения подразумевает довольно большой объём работы. Сотрудник отдела охраны труда должен будет подготовить и развешать по территории запретительные знаки, кадровик обязан внести соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка и так далее.

Форма документа

На сегодняшний день действующее законодательство не обязывает предприятия пользоваться унифицированными общеобязательными бланками. Все распорядительные документы можно написать в свободной форме. Приказ о запрете курения на территории предприятия не является исключением. Необходимо учесть, что свободная форма также имеет свои определённые критерии. В частности, речь идёт о:

  • структуре официальной бумаги (реквизиты, основная часть и подписи);
  • деловом стиле языка.

Составить приказ рекомендуется на фирменном бланке организации, так как на нём уже заранее обозначены все необходимые реквизиты. Также имеется возможность использовать чистый лист бумаги формата А4, однако в таком случае придётся прописывать все сведения вручную.

Написать текст распоряжения можно одним из двух стандартных способов: в машинописном виде с помощью компьютера и от руки при помощи чёрной или синей шариковой ручки (но не карандаша). Оба варианта по итогу будут обладать равной юридической силой.

Объясняем, как правильно составить приказ

Начать следует с указания реквизитов. Если используется фирменная форма компании, этот шаг пропускается. Во всех остальных случаях в верхней части листа бумаги обозначается наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму (ОАО, ИП и так далее). Оставлять иные сведения о фирме (ИНН, ОГРН, юридический адрес) необязательно, так как официальная бумага носит внутренний характер.

Ниже по документу посередине листа пишется слово «приказ». Ему присваивается номер для внутреннего документооборота в компании. Затем указывается дата издания распоряжения и населённый пункт, в котором фактически располагается офис предприятия.

Переходим к основной части. Обосновываем принятие решения о запрете курения следующей формулировкой: «в целях соблюдения требований законодательства, защиты здоровья сотрудников и организации охраны труда». Далее с красной строки пишется слово «приказываю» и по пунктам начинают утверждаться следующие положения:

  • обозначается запрет курения на территории предприятия;
  • даётся поручение внести соответствующие дополнения в правила внутреннего трудового распорядка;
  • приказывается разместить на территории организации соответствующие знаки о запрете курения, предусмотренные Федеральным законом;
  • возлагается контроль за исполнение настоящего распоряжения.

Примерный образец

На этом приказ можно считать практически составленным. Знакомим с его содержанием всех работников организации под подпись. На самом документе должны стоять автографы (с расшифровкой) всех упомянутых в нём лиц, в том числе директора.