На предприятии в обязательном порядке должен числиться сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность на производстве. Изначально эти полномочия лежат на плечах руководителя организации, но, в силу развития и расширения фирмы, выполнять задачу в одиночку становится невозможным. Поэтому директор делегирует эту обязанность другим сотрудникам посредством специального документа – приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Бланк приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность
Образец приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность
Квалификация ответственного
Кого именно назначить ответственным решает непосредственно сам руководитель организации. Это может быть начальник структурного подразделения организации или просто рядовой сотрудник. Вне зависимости от выбранного лица, оно должно пройти соответствующий курс обучения. Существует две программы пожарного образования: с отрывом от производства и без такового. Разумеется, вариант с обучением вне рабочего места подразумевает получение более высокого уровня знаний и, соответственно, квалификации. Такой вид образования предусмотрен для:
- руководителя всей организации (так как именно на него эта обязанность возлагается по умолчанию);
- работников, чья работа неразрывно связана с огнём;
- сотрудников, в трудовые обязанности которых входит обеспечение пожарной безопасности и инструктирование других работников предприятия.
Для всех остальных категорий допускается обучение без отрыва от производства.
Ответственность сотрудника
После подписания работником приказа о его назначении в качестве ответственного за ПБ (пожарную безопасность), он может быть подвергнут санкциям со стороны работодателя за нарушение этой самой безопасности. Сотрудник обязан вести журнал ПБ, проверять объекты пожаротушения, проводить с другими работниками инструктажи и так далее. Все эти обязанности фиксируются в должностной инструкции ответственного.
Однако вместе с дополнительной ответственностью сотрудник также может рассчитывать на материальное поощрение. Как правило, за такую деятельность на предприятии начисляют надбавки к базовому окладу.
Форма документа
Распоряжение не имеет унифицированной формы для заполнения, так что составить документ придётся самостоятельно в свободной форме. Руководитель может сделать это лично или же дать распоряжение кому-то из подчинённых. В крупных фирмах составлением такого рода документов занимается кадровая служба, юридический отдел или секретариат. Директор должен получить на стол уже полностью составленный документ со всеми необходимыми подписями. Руководитель заверяет приказ в последнюю очередь.
Составить документ следует при помощи компьютера с последующей распечаткой на принтере для подписания. Закон напрямую этот момент не регулирует, но в силу значимости документа как для сотрудника, так и для предприятия, не следует полагаться на шариковую ручку и почерк работника фирмы.
Содержание распоряжения должно быть изложено на фирменном бланке организации, на котором будут указаны все обязательные реквизиты.
Инструкция по составлению приказа «на пальцах»
Убедимся, что мы используем именно фирменный бланк организации. В его шапке должно быть указано полное наименование фирмы в соответствии с её учредительной документацией. Ниже пишем название настоящего документа (приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность) и присваиваем ему номер для внутреннего документооборота на предприятии. Затем отмечаем дату составления распоряжения и населённый пункт.
Основную часть приказа следует начать с обозначения ссылки на требования законодательства, обязывающие предприятия иметь ответственное за ПБ лицо. Нормативной базой для этого послужит Постановление Правительства «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Четвёртый раздел первого пункта вышеуказанного постановления содержит положение, которое закрепляет за руководителем организации право назначать ответственных за пожарную безопасность лиц. Следует также отметить во исполнение каких задач назначается ответственный.
Далее переходим непосредственно к выбранному на должность сотруднику и перечислению его обязанностей. Если руководитель решает возложить полномочия ответственного на себя самого, то для этого не требуется издание дополнительного приказа. Директор несёт эту ответственность по умолчанию в соответствии с требованиями закона. Обозначаем ФИО и должность сотрудника, подтверждаем уровень его квалификации ссылкой на соответствующий документ, полученный им по факту прохождения обучения.
Следует иметь в виду, что одним приказом можно назначить сразу нескольких ответственных в различных структурных подразделениях организации. Для этого не требуется составлять документ на каждого работника.
Ниже по документу перечисляем новые обязанности сотрудников в соответствии с должностной инструкцией. Как правило, это общий контроль за ПБ на объекте, ведение учёта средств пожаротушения в журнале, проведение инструктажей с работниками и т.д.
Также имеет смысл назначить этим же приказом заместителя по ПБ. В силу различных обстоятельств (болезни, отпуска или увольнения сотрудника) ответственный может отсутствовать на рабочем месте, но это не значит, что деятельность по обеспечению пожарной безопасности должна приостановиться. Вести журнал учёта нужно регулярно и для этих целей назначается заместитель. Выбранный на эту должность сотрудник также должен пройти курс обучения и иметь подтверждающий сертификат.
Следующим пунктом обозначаем ответственного за донесение содержания приказа назначенным сотрудникам. Этот человек должен объяснить работникам их новые должностные обязанности, значение и последствия ответственности.
Составление распоряжения окончено и осталось лишь его подписать. Назначенные работники своими подписями подтверждают факт ознакомления с приказом. Руководитель подписывает документ в последнюю очередь. После заверения приказа всеми необходимыми подписями он обретает юридическую силу.