Приказ о лишении премии работника – это документ, в соответствии с которым руководитель распоряжается не выдавать дополнительное поощрение сотруднику по тем или иным причинам. Процедура всегда должна пройти определённое документальное оформление.

Файлы для скачивания:

Правовые основы премии

Работник за свой добросовестный труд получает заработную плату, состоящую из оклада, дополнительных надбавок и поощрений от работодателя. Премия относится именно к поощрениям и регламентируется статьей 191 Трудового кодекса РФ. Следует отметить, что организация не обязана выплачивать своим сотрудникам премиальные. Это решение полностью отдано на откуп руководству компаний. По общему правилу премия выдаётся за высокие показатели труда.

Порядок выплаты премий

Порядок выплаты премиальных может быть закреплён или не закреплён локальным нормативным актом работодателя. В настоящий момент на практике практически в каждой компании существует Положение о премировании сотрудников. Именно этот локальный нормативный акт и содержит порядок (периодичность, размер) выплаты премий. Как правило, в нём подробно указывают условия получения выплаты. В случае их нарушения рассчитывать на денежное поощрение не придётся. Работодатель вправе отказаться от премирования конкретного сотрудника.

Положение о премировании

Работодатель вводит Положение о премировании сотрудников с целью повышения качества работы на предприятии. Так работники будут знать, что за выполнение своих должностных обязанностей в полном объёме их будет ждать материальное поощрение. Документ также устанавливает периодичность выплат. Каждая организация определяет сроки самостоятельно:

  • каждый месяц;
  • раз в квартал;
  • раз в год.

Лишение премии

Лишение премии не относится к дисциплинарным взысканиям. Закон о труде выделяет всего три наказания для недобросовестных работников: замечание, выговор и увольнение. Применять прямо неупомянутые в законе способы воздействия в отношении подчинённых строго запрещено. В практической деятельности получение любого дисциплинарного взыскания сопровождается лишением премиальных. Также имеет место лишение, напрямую несвязанное с нарушением дисциплины труда:

  • невыполнение положенной нормы производства;
  • неудовлетворительное качество продукции;
  • и так далее.

Кто пишет и исполняет приказ

Любой распорядительный документ издаётся от имени руководителя компании, однако написанием документа занимается другой человек. Директор поручает эту задачу одному из своих подчинённых. Это может быть секретарь, работник кадровой службы или бухгалтер.

Под исполнением распоряжения понимают осуществление указанных в нём положений. Все вопросы, связанные с оплатой труда, решаются через бухгалтерию. Именно бухгалтеру придётся осуществлять практическое лишение материального поощрения.

Основание и обоснование

Любой распорядительный документ должен иметь под собой правовую основу и реальное обоснование причин его издания. В нашем случае в качестве основания необходимо будет оставить ссылку на закреплённое в компании Положение о премировании, а также на акт о нарушении трудовой дисциплины (если оно имеет место).

Форма документа

В настоящий момент не существует никаких общеобязательных унифицированных бланков для составления приказов. Все распоряжения пишутся на предприятиях в свободной форме. Следует иметь в виду, что документ в свободной форме также имеет свои критерии:

  • определённая структура официальной бумаги;
  • деловой язык речи;
  • наличие правовой базы;
  • подписи всех упомянутых в тексте лиц.

Рекомендуется писать приказ на фирменном бланке организации. На нём уже обозначены все реквизиты фирмы. Если такового не оказалось, всегда имеется возможность воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, однако в этом случае все сведения о компании придётся прописать вручную.

Исполнить текст можно одним из двух стандартных способов: машинописным с помощью компьютерных средств и рукописным при помощи чёрной или синей шариковой ручки. Способ изложения ни коим образом не повлияет на юридическую силу документа. Зачастую на предприятии закреплено положение, в соответствии с которым все распорядительные бумаги пишутся строго в печатном виде.

Объясняем, как составить приказ «на пальцах»

По своей структуре распоряжение можно условно разделить на три части: реквизиты, основной блок и подписи сотрудников. Начать следует именно с указания реквизитов. В верхней части листа бумаги отмечаем полное наименование компании со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО и т.д.). Если используется фирменный бланк, этот шаг пропускается. Ниже по документу посредине листа пишется слово «приказ», ему присваивается номер для внутреннего документооборота в фирме. Затем оставляем дату издания распоряжения и населённый пункт, в котором располагается организация.

Основную часть документа начинаем с обоснования. Ёмко описываем обстоятельства, в соответствии с которыми было принято решение о лишении премии, ссылаясь на соответствующие нормы Положения о премировании. С красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем положения:

  • обозначаем сам факт лишения материального поощрения для конкретного сотрудника (указываем его ФИО и должность согласно штатному расписанию);
  • отдаём распоряжение бухгалтеру не начислять премию в следующем месяце;
  • возлагаем контроль за исполнением распоряжения на одного из подчинённых. На практике эту деятельность также выполняет бухгалтер.

Если имеет место документально зафиксированное нарушение трудовой дисциплины или служебная записка от непосредственного руководителя лишённого премии сотрудника, обозначаем официальную бумагу в качестве основания.

Примерный образец

Далее следует ознакомить всех упомянутых в тексте документа лиц с его содержанием под подпись, в том числе лишённого премии работника. В последнюю очередь в приказе оставляет свой автограф руководитель организации.