Претензия покупателю – это документ, призванный урегулировать возникший между поставщиком и покупателем спор в досудебном порядке. В материале мы рассмотрим, как правильно составить официальную бумагу, передать её второй стороне.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Договор поставки
Договор поставки является одним из самостоятельных видов соглашений, выделяемых Гражданским кодексом РФ. Так, одна сторона, именуемая «поставщик», обязуется поставить второй стороне, именуемой «покупатель», товар определённого количества, качества, ассортимента, а вторая сторона обязуется оплатить полученные объекты. Договор поставки имеет определённую особенность в отличие от договора купли-продажи, ведь он всегда заключается между субъектами предпринимательской деятельности.
Одним из основных элементов любого договора является срок. Если поставщик выполнил взятое на себя обязательство надлежащим образом, а покупатель по каким-то причинам не оплачивает уже полученный к тому времени товар, без составления претензии обойтись не выйдет.
Предмет спора
По факту просрочки оплаты по договору у покупателя образуется задолженность перед поставщиком. За каждый день просрочки на сумму долга будут начисляться проценты, прописанные в условиях договора. Если текст соглашения не содержит в себе таких положений, применяется ставка рефинансирования Центрального банка России.
Также в данном случае может иметь место неустойка за просрочку. Всё зависит от конкретных договорённостей между контрагентами.
Досудебный порядок
По своей юридической природе претензия покупателю является официальной бумагой, имеющей своим основным назначением урегулировать спор, не доводя его до судебной инстанции. К сожалению, сделать это удаётся не всегда.
Любые экономические споры, сторонами в которых выступают субъекты предпринимательской деятельности, подсудны арбитражному суду. Арбитражный процессуальный кодекс обязывает лиц соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, то есть обойтись без претензии не выйдет. В тексте претензии представитель поставщика описывает сложившуюся ситуацию, давая ей правовую оценку со ссылками на нормы действующего законодательства и конкретные пункты заключённого договора.
Отправка контрагенту
Надлежащая отправка претензии контрагенту является залогом успеха всей процедуры. Суд должен быть уверен в том, что покупатель действительно уведомлен о наличии у поставщика претензий к нему. Именно поэтому к исковому заявлению прикладываются подтверждающие официальные бумаги. В качестве такового документа может выступить акт приёма-передачи документации (претензии), подписанный представителем контрагента, либо квитанции об оплате почтового отправления в купе с почтовым реестр.
Безусловно, второй вариант видится более приоритетным и простым в исполнении. Человеку не придётся разыскивать своего контрагента лично, вручать ему претензию. Всю работу выполнят сотрудники почты.
Форма документа
Претензия относится к той разновидности официальных бумаг, к форме и содержанию которых действующее законодательство не предъявляет особых требований. Это означает что документ может быть выполнен в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Единственный важный момент – это подтверждение факта уведомления представителя второй стороны.
Претензию принято оформлять на чистом листе бумаги формата А4. Такой вариант считается классическим, однако практика выработала ещё один, альтернативный, способ. В договоре поставки сторонами всегда выступают субъекты предпринимательства, то есть ИП либо юридические лица. У таких предприятий всегда имеются фирменные бланки, на которых обозначаются все сведения о них: полное наименование, ИНН, ОГРН, адрес. Допускается использовать таковой в качестве носителя информации для претензии.
Исполнить содержание можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Всё зависит от желания составителя и наличия технической возможности. Во избежание проблем с прочтением почерка представителя компании-поставщика мы бы порекомендовали всегда отдавать предпочтение именно печатному варианту.
Рассказываем, как правильно составить претензию
Начиная работу по составлению претензии, следует отметить, кому, от кого и по какому вопросу она направляется. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги пропишем в дательном падеже ФИО руководителя компании-покупателя, её полное наименование. Здесь же в родительном падеже оставим аналогичный набор сведений, но уже о себе и своей фирме.
Далее по тексту обозначим название текущей официальной бумаги (претензия покупателю), дату и место её составления. Следующим шагом ссылаемся на пункты договора, нарушенные контрагентом. Кратко, но ёмко, описываем сложившуюся ситуацию, давая её правовой анализ, со ссылками на действующее законодательство и условия договора.
Ниже по документу, основываясь на указанных выше тезисах, требуем от контрагента устранить выявленные недостатки. Как правило, речь всегда идёт о просрочке оплаты. В отдельных случаях представитель второй стороны может не выходить на связь в день получения товара, чем нарушит исполнение обязательства по получению объектов.
Примерный образец
На этом моменте составление претензии подходит к завершению. Подписываем её, отправляем контрагенту для ознакомления. Следует отметить, что автограф, проставленный в документе, должен принадлежать руководителю компании или иному уполномоченному на то уставом или доверенностью лицу. Оставлять оттиск фирменной печати предприятия необязательно, хотя никто и не запрещает.