Ответ на претензию о возмещении ущерба – это документ, являющийся ответной реакцией на требование контрагента по возмещению причинённых ему убытков. В материале мы рассмотрим, когда имеет место составление официальной бумаги, а также то, как правильно её оформить и направить представителю второй стороны.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Возмещение вреда
Возмещение вреда целиком и полностью регулируется Гражданским кодексом РФ. Под данным понятием могут скрываться убытки, прямой материальный ущерб, а также моральный ущерб. Лицо вправе самостоятельно рассчитать, какую именно денежную сумму ему должен выплатить контрагент, однако обязать вторую сторону исполнять требования может только суд. Это означает, что получатель претензии необязательно должен соглашаться с конкретной суммой, прописанной в сообщении.
Расчёт итоговой суммы производится в каждом обособленном случае по-своему. Например, если дело касается задолженности, стороны исчисляют просрочку за каждый период, пени и неустойку, если она была предусмотрена условиями соглашения. Для корректного расчёта применяются формулы, прописанные в нормативных правовых актах. Государственные структуры также предлагают воспользоваться калькуляторами расчётов задолженностей, которые позволят избежать ошибок при вычислении.
Претензия
Направление претензии всегда является шагом в сторону мирного урегулирования спора. Получатель, приняв документ, рассмотрев его, может принять два решения: согласиться на условия контрагента и выплатить указанную денежную сумму либо отклонить предложение и перевести дело в судебную плоскость. Выбирая второй вариант, необходимо быть уверенным в своей правоте, ведь цена ошибки может быть слишком высока. Судебная тяжба может тянуться месяцы и даже годы, всё это время на сторону будут ложиться судебные издержки. Также следует иметь в виду, что решение суда может содержать в себе даже большую сумму, чем там, что предлагал контрагент.
Досудебный порядок
Ведение деловой переписки между потенциальными сторонами судебного конфликта относится к стадии досудебного урегулирования спора. Так, Арбитражный процессуальный кодекс выделяет её в качестве обязательной. Если суд не будет оповещён о том, что ответчик по будущему делу не получал письменную претензию, исковое заявление не будет принято к производству. Именно поэтому официальная бумага направляется контрагенту посредством Почты России заказным письмом. Таким образом у отправителя на руках останется копия почтового реестра и квитанция об отправке. Эти документы в совокупности выступят подтверждением совершения попытки досудебного урегулирования спора.
Ответ на претензию
Ни одни действующий в настоящее время закон не обязывает получателя претензии на неё отвечать. Если обе стороны понимают, что претензия – это лишь формальность, используемая для передачи дела в суд, можно проигнорировать её вовсе. Тем не менее в большинстве случаев конструктивный диалог может дать свои плоды. Представитель получателя должен проанализировать запрос контрагента, сверить все расчёты. При обнаружении ошибок и неточностей допускается предложить свой вариант мирового соглашения.
Ответ на претензию должен направляться тем же способом, каким и был доставлен оригинал. Это правило используется в тех случаях, когда в тексте претензии прямо не указан другой, желаемый контрагентом способ.
Форма документа
Ответ на претензию, равно как и сама претензия, всегда исполняется в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Такая свобода действий позволяет сторонам в более простом порядке разрешать противоречия. Представителям организаций не придётся постоянно следить за актуальным законодательством в поисках ныне действующих шаблонов.
Ответ принято составлять на фирменном бланке компании, если получателем претензии является юридическое лицо. Таким образом документ обретёт более строгий, деловой внешний вид, а контрагенту будет проще понять, кто является отправителем. Если получателем выступило физическое лицо, допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4.
Исполнить содержание можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Конечно, более приоритетным всегда видится печатный вариант, так как он более доступен для прочтения, удобен для сканирования.
Инструкция по составлению ответа
Первый шаг – обозначение сторон конфликта. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем ФИО руководителя предприятия-получателя, занимаемую им должность, а также полное название фирмы со ссылкой на её организационно-правовую форму. Здесь же указываем аналогичный набор сведений о себе и своей компании.
Второй шаг – преамбула. Здесь необходимо обозначить, какие именно правоотношения связывают лиц. Если между ними заключён какой-либо гражданско-правовой договор, ссылаемся на него. Далее отмечаем сам факт получения претензии, ознакомления с ней.
Третий шаг – разбор претензии. Содержание данного блока целиком и полностью зависит от намерений получателя. Если фирма не согласна с выдвинутыми требованиями, следует указать, почему именно. Несмотря на всю необязательность ответа, эти доводы можно будет перенести в возражение на исковое заявление, когда дело дойдёт до суда.
Примерный образец
Четвёртый шаг – подписание и отправка. Автограф, оставленный на бумаге, должен принадлежать лицу, которому и направлялась претензия. Как правило, это руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель лично. Заверять ответ оттиском фирменной печати необязательно, однако никто не запрещает. Отправляет ответ заказным письмом, сохраняем квитанцию и почтовый реестр.