Ответ на претензию о пропуске срока выплаты – это самостоятельный документ, являющийся составным элементом переписки между контрагентами в рамках урегулирования возникшего спора. В материале мы рассмотрим, как правильно оформить официальную бумагу, а также направить второй стороне для ознакомления.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Пропуск срока
Пропуск срока может иметь место во всех обязательствах, в рамках исполнения которых предусмотрено соблюдение определённых временных рамок. Речь может идти о просрочке арендного платежа, выплаты по графику платежей в рамках договора поставки или чём-то ещё. Действующее гражданское законодательство крайне обширно, позволяет заключать любые сделки, прямо не запрещённые законом.
Так, статья 451 Гражданского кодекса предусматривает принцип свободы договора, который делает вышеуказанную дозволенностью возможной.
Претензия
Участник договора, чьи права, по его мнению, были нарушены, вправе предъявить своему контрагенту по сделке претензию в письменной форме. Конечно, в теории можно высказать недовольства и в устной форме (например, по телефону), однако для придания делу законной формы придётся использовать текст.
Кредитор, узнавший о просрочке выплаты, направляет второй стороне претензию. Если в течение 30 календарных дней ответа не последовало, человек получает право обращаться в суд с исковым заявлением. Данное право актуально лишь для арбитражного процесса. Так, Арбитражный процессуальный кодекс выделяет стадию досудебного урегулирования в качестве обязательной, не позволяет её пропускать. Того же самого нельзя сказать о Гражданском процессуальном кодексе, позволяющем заявителю миновать претензионный порядок в большинстве случаев.
Просрочка
Просрочка в рамках действующего законодательства практически всегда грозит начислением пеней на основную сумму задолженности. Контрагенты вправе расширить перечень штрафных санкций, добавив в качестве дополнительного мотиватора соблюдения условий сделки неустойку. Если получатель претензии не согласен с предъявляемой суммой, он вправе её оспорить в судебном порядке, запросить перерасчёт или сделать его самостоятельно.
Ответ на претензию
Ответ на претензию не является обязательной официальной бумагой. Ни один действующий ныне нормативный правовой акт не заставляет получателя претензии каким-либо образом на неё реагировать. Однако зачастую ответ на поступивший запрос лежит в сфере интересов должника. Так, у человека появится возможность разрешить спор мирным путём, не переводя его в судебную плоскость. Дело в том, что судебное решение зачастую бывает более суровым, чем мировое соглашение с контрагентом. Также не следует забывать и о сроках рассмотрения дела, судебных издержках, госпошлине.
Если получатель претензии на сто процентов уверен, что доводы представителя второй стороны не имеют под собой законного основания, можно смело идти с этим делом в суд.
Как отправить
На практике сложилось следующее правило: «ответ направляется тем же способом, каким и было получено изначальное письмо». Однако если контрагент указал иной вариант поддержания деловой переписки, следует воспользоваться им. В силу того, что направление претензии является одним из условий соблюдения досудебного порядка, у отправителя документа на руках должны иметься доказательства. В качестве таковых выступят почтовый реестр и квитанция об оплате отправления. Ответчику по делу необязательно предъявлять эти бумаги в суд, следовательно, в теории ответ может быть выслан и по электронной почте.
Форма документа
Ответ на претензию, равно как и сама претензия, может быть составлен в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Это крайне удобно, ведь составителю не придётся искать актуальную версию шаблона, чтобы не допустить ошибок.
В качестве носителя информации принято использовать фирменный бланк предприятия, на котором прописываются все его реквизиты (для юридических лиц или ИП). Если ответчиком выступает физическое лицо, берём за основу чистый лист бумаги формата А4 или А5.
Исполнить содержание можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. В силу того, что ответ на претензию не является строго обязательным процессуальным документом, составитель вправе использовать любой из доступных способов. На практике в подавляющем большинстве случаев применяется именно печатный вариант в силу удобства составления и прочтения.
Рассказываем, как правильно ответить на претензию
В первую очередь необходимо обозначить, кому, от кого и по какому вопросу направляется ответ. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги мы укажем сведения о сторонах и их представителях, а именно:
- полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (для юрлиц);
- ФИО руководителя компании;
- должность начальника (директор, генеральный директор и так далее).
Следующим шагом отмечаем, что составитель уведомлен о поступлении в его адрес претензии, выражает своё мнение относительно его содержания. Если принято решение удовлетворить требования контрагента, прописываем конкретные сроки, объяснив причину задержки. В противном случае выражаем своё несогласие и предлагаем альтернативный вариант решения вопроса.
Примерный образец
Как только все вышеуказанные моменты разместятся на бумаге, можно переходить к подписанию. Заверяем ответ подписью того лица, которому и была адресована претензия. В большинстве случаев таковым является директор фирмы лично. Напоминаем, что автограф подлежит обязательной расшифровке. Оставлять оттиск фирменной печати необязательно.