Лист – это универсальная форма документа, используемая в самых разнообразных направлениях деятельности предприятия. Сфера действия ширится от решения трудовых вопросов с сотрудниками до ведения бухучёта. Разберём лист как разновидность официальной бумаги поподробнее.
Разновидности листов
Первым делом необходимо разобраться с юридической природой листа. Такая форма документа используется для обозначения небольшого объёма информации по одному направлению деятельности, при чем абсолютно любому. В качестве примеров можно привести следующие разновидности:
- путевой лист;
- ознакомительный лист;
- маршрутный лист;
- больничный лист;
- расчётный лист;
- и так далее.
Листы в трудовых правоотношениях
Действующая редакция Трудового кодекса РФ обязует работодателя знакомить своих работников со всеми изданными в их отношении приказами. В противном случае юридическую силу распоряжения можно будет легко оспорить посредством обращения в трудовую инспекцию. Обязанность по ознакомлению персонала ложится, как правило, на сотрудника кадровой службы, так как работа с подчинёнными входит в его обязанности. В этой ситуации и пригождается ознакомительный лист. Лицо доведёт до сведения всех необходимых лиц содержание приказа, а те в свою очередь оставят в листе свои автографы. В таком случае процедура будет считаться абсолютно законной.
Листы в сфере бухучёта
На основании сведений, изложенных в листах, бухгалтерия осуществляет соответствующие учётные мероприятия. Пожалуй, самым распространённым документом в этой сфере будет являться путевой лист. Официальная бумага заполняется ежедневно водителем транспортного средства, эксплуатируемого в целях предприятия. При чём речь не всегда идёт о транспортных компаниях или извозе людей. В путевом листе сотрудник отражает пройденный километраж, время в пути и количество затраченных ГСМ. Именно последнее значение и будет интересовать бухгалтера, ведь фактически использованное топливо необходимо списать.
Расчётный лист
Расчётный лист находится где-то посередине между документами из сферы бухучёта и бумагами из сферы трудовых правоотношений. Работники вместе с заработной платой получают на руки ещё и расчётный лист. Это официальная бумага, в которой объясняется получение итоговой суммы, то есть из чего именно сложилась зарплата за конкретный период времени. Составлением документа занимаются сотрудники бухгалтерии.
Подчинённый, получивший расчётный лист, должен расписаться за это.
Форма документа
С 1 января 2013 года органы государственной власти позволяют организациям самостоятельно разрабатывать и утверждать формы документов. То же самое касается и листов. До вышеуказанной даты приходилось пользоваться общеобязательными унифицированными бланками, которые ныне носят исключительно рекомендательный характер.
Лист в любом случае должен отвечать определённым требованиям, а именно:
- деловой стиль языка;
- обозначение реквизитов организации;
- подписи всех ответственных лиц;
- оставленные автографы подлежат расшифровке;
- бумага подлежит хранению как учётная документация в течение установленного законом срока.
Если документ не будет соответствовать прописанным выше параметрам, могут возникнуть проблемы с сотрудниками надзорных инстанций.