Исковое заявление в сфере ЖКХ – этот самостоятельный судебный процессуальный документ, призванный восстановить нарушенные права жильцов многоквартирных и частных домов. В материале мы рассмотрим судебную практику по данному вопросу, разберёмся в нормативной базе, а также расскажем, как правильно составить иск и предъявить его в суд.

Файлы для скачивания:

Услуги ЖКХ

Под услугами ЖКХ понимается множество различных благ для жильцов жилых помещений, а именно:

  • вывоз и обращение с ТКО;
  • подача горячей и холодной воды;
  • снабжение электроэнергией;
  • снабжение и обеспечение теплоносителями;
  • уборка помещений общего пользования;
  • чистка снега и льда в зимний сезон;
  • и так далее.

Обязанность по обеспечению всех вышеуказанных услуг лежит на различных организациях. Так, управляющая компания будет заниматься уборкой, региональный оператор по обращению с ТКО вывезет мусор, теплоснабжающая организация обеспечит нагрев воды и так далее. Перед тем, как обращаться в суд с исковым заявлением, следует понимать, на ком именно лежит ответственность.

Нормативная база

Нормативная база по данному вопросу обеспечивается положениями Жилищного кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителей», а также иными отраслевыми нормативными правовыми актами. Законодатель устанавливает, что потребитель должен получать услуги надлежащего качества, следовательно, возлагает соответствующую обязанность на исполнителей. Для каждой отдельно взятой услуги государством установлены свои стандарты, выход за рамки которых будет означать нарушение действующего законодательства. Речь может идти о температуре воды, температуре воздуха в жилом помещении и так далее.

Конфликт с поставщиком услуги

Спорная ситуация с исполнителем может разрешиться даже без обращения в суд. Для этого потребуется составить письменную претензию и направить её контрагенту. В официальной бумаге потребитель укажет, чем именно он недоволен, а также выдвинет свои требования. Например, сделать перерасчёт, соответственно снизив сумму к оплате за расчётный период.

Закон «О защите прав потребителей» прямо обязывает гражданина предпринять попытку разрешить вопрос мирным путём. Таким образом законодатель пытается снизить нагрузку на отечественную систему, а также облегчить жизнь рядовому потребителю. Более того, процедура досудебного разрешения спора сыграет свою роль и на этапе судебного процесса. Так, у второй стороны будет срок в 10 дней на рассмотрение просьбы жильца.

Если в течение этого промежутка времени ответа не последовало или он по каким-то причинам не удовлетворил получателя, за каждый день просрочки удовлетворения законного требования будет начисляться неустойка в размере 1 процента от заявленной суммы. Итоговое значение не может превышать сумму требований.

Подсудность и пошлина

Определившись, кто выступит ответчиком в будущем судебном разбирательстве, можно переходить к составлению иска. Начинаем процесс с определения подсудности и размера государственной пошлины, которую нужно уплатить за рассмотрение гражданского дела. В этом нам помогут положения Налогового, Гражданского процессуального кодексов, а также потребительский закон.

Так, Закон «О потребителях» предоставляет возможность истцу выбрать суд, в который передавать заявление. Срабатывает правило альтернативной территориальной подсудности. На выбор будут доступны следующие варианты:

  • суд по месту прописки истца;
  • суд по месту регистрации ответчика;
  • суд по месту заключения договора, то есть месту нахождения жилого помещения (может отличаться от места прописки).

Что касаемо госпошлины, то здесь закон также встаёт на сторону потребителя, освобождая его от уплаты денежных средств вовсе. В последствии финансы в любом случае будут взысканы со стороны, проигравшей в деле.

Рассказываем, как правильно составить исковое заявление

Исковое заявление по своей структуре разделяется на три элемента: преамбула, описательно-мотивировочная и просительная части. Начинаем их составлять по порядку. Так, в первую очередь уделим внимание преамбуле. В правом верхнем углу листа бумаги указываем, в какой именно суд подаётся иск, кто выступает сторонами по будущему гражданскому делу.

Истец всегда будет являться физическим лицом. Он должен будет прописать свои ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации, дату и место рождения. Ответчик всегда юридическое лицо. Сведения о публичных лицах налоговый орган публикует и регулярно актуализирует в открытых источниках. Речь идёт о ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Заказать выписку можно в формате «онлайн», не выходя из дома. Срок готовности электронной версии составит несколько секунд.

Ниже по документу переходим к формированию описательно-мотивировочной части иска. Разъясняем суду и ответчику сложившуюся ситуацию. Начинаем повествование с указания на сам факт проживания в жилом помещении, находящимся в ведении ответчика. Далее отмечаем, что коммунальная услуга оказывается ненадлежащим образом со ссылками на конкретные факты и доказательства, их подтверждающие. Гражданский процессуальный кодекс возлагает бремя доказывания обстоятельств на сторону, их заявляющую. Если потребитель не сможет доказать свою позицию, суд не удовлетворит заявленные требования. В качестве косвенного доказательства может также выступить направленная в адрес контрагента претензия, оставленная без ответа.

Следующим шагом плавно подводим мысль к выдвижению исковых требований. Ссылаемся на нормы процессуального законодательства, ссылаясь на ГПК, просим суд осуществить в отношении ответчика определённые действия, а именно:

  • обязать предоставлять услуги надлежащего качества;
  • осуществить перерасчёт за период, в течение которого услуга не оказывалась или оказывалась не должным образом;
  • взыскать денежные средства в качестве неустойки;
  • взыскать штраф в размере 50 процентов от удовлетворённой решением суда суммы.

Примерный образец